Дмитрий Провоторов

Письма из Поднебесной / The end

Неизбежность фотографического

«Письма из Поднебесной» и «The End» Дмитрия Провоторова

    Фотограф Дмитрий Провоторов в своих работах стремится к условности и умышленно акцентирует фотографическую природу чёрно-белого изображения. Трансформируясь и будучи населенным разными сущностями, пространство в работах Провоторова становится универсальным художественным миром, реальность которого утверждается своим фотографическим происхождением. 

  Здесь можно увидеть детали оргтехники, ожившие и самодостаточные игрушки, хрупкие фигуры девушек, брошенные на пустынных берегах объекты пляжной жизни. Первое впечатление — весь этот странный набор знаков «замкнут» пафосом серьезной игры автора в «постапокалиптический мир». Но сочетание композиционных элементов и нарочитой фотографичности дают новый эффект — перед зрителем выстраиваются изобразительные поэтические структуры. Риторикой послания-предупреждения серии автора явно не исчерпываются.

    Дмитрий Провоторов демонстрирует искусность постановочной съемки. Статус постановочной фотографии двойственен: порой она с трудом вступает в коммуникацию с нетерпеливым взглядом современного зрителя, а порой, напротив, эту коммуникацию быстро налаживает, когда перед ней стоят утилитарные задачи: так бывает в моде, рекламе. Нередко реклама и мода заставляют фотографию изменить самой себе: в ней появляется видение дизайнера и… дизайнерское мышление. Не хотелось бы заниматься сравнениями, но стоит вспомнить мастеров, чьи миры, созданные в студии или в замкнутых локациях, пусть не безупречны, но художественно цельны и вызывающе-оригинальны и потому далеки от содержания красивых профессиональных фото. Приходят на память Лесли Кримс, Джоэл-Питер Уиткин, Сэнди Скоглунд; склонные к пластическим фантазиям чехи: Ян Саудек, Миро Шволик, Рудо Прекоп. Они не только знаменитости по части мировой галерейной фотографии, но прежде всего авторы, чье лицо и стиль определяются мастерством творца-сочинителя. Глядя на фотографии Провоторова, пусть не всегда снимающего в студии, задумываешься о его опосредованном родстве с перечисленными авторами. Вместе с ними он утверждает право постановочной фотографии на художественный язык, на смысловую риторику и философские обобщения. Любопытно и то, что, находясь в эпицентре петербургской светописи, фотограф оказывается в стороне от ее традиций. Например, ему не близка столь дорогая для петербургской фотографии тема города.

    Дмитрий Провоторов — современный фотограф, заявивший о себе в нулевые годы. Будучи из кинематографической семьи, в конце 1990-х — начале 2000-х он учился на кинооператора. Не менее, а возможно, более важно видеть в нем жителя информационной эпохи, эпохи визуального потопа. Будучи «представителем» своего времени, он использует образы и клише, которые ежедневно, подобно граду, падают на голову ничем не защищенного от них обывателя.

    Так, например, серия «Письма из Поднебесной» (2009–2011) была навеяна китайским и южнокорейским кино, модным и ставшим частью мирового киномейнстрима на рубеже веков. Сам фотограф среди влияний упоминает картины «Герой» и «Любовное настроение». Снятые «мастером танцев с камерой» — знаменитым оператором Кристофером Дойлом, эти фильмы буквально покадрово пленяют вычурными композициями и цветовыми решениями. Но фотограф делает свою серию лаконичной и не ориентируется на усложненные визуальные структуры «Героя» и «Настроения». Для него как для художника влияние известных фильмов скорее дает первоначальный импульс к фантазии и выбору фотографических средств.

    Девушки в нимфеточных платьях на фотографиях «Писем из Поднебесной» далеки от парящих в воздухе «фэнтезийных» красавиц: Луны и Летящего Снега из «Героя» — или от элегантных персонажей Гонконга 1960-х из «Любовного настроения». Скорее они жительницы урбанистического мира из картин Ким Ки Дука и Пак Чхан Ука или одержимые местью призраки из японских квайданов.

    Фантазия автора перемещает моделей с метафизического побережья в некое подобие тесной камеры, где происходит «общение» с миниатюрным велосипедом, воздушным шариком, ножом для разделки мяса, игрушечным гусем и манекеном. Обрамленные каллиграфической вязью, окрашенные царапинами, зерном и прочей «чрезмерной фотографичностью», девушки выглядят загадочно непредсказуемыми. Заданные фотографом позы превращают их в иероглифы. Изначально преследуя цель создать серию работ — «как бы стоп-кадров азиатских фильмов», автор в итоге написал самодостаточный фотографический текст-фантазию.

          В снимках, собранных под названием «The End» (2010–2013), возникает новый герой Провоторова — игрушечный динозавр. Резиновые трицератопсы, зауролофы, тираннозавры живут на фотографиях, которые именуются «Supermarket», «Соса-Сola» «Mercedes», «McDonalds» и т. д. Каждое изображение диктует недвусмысленное прочтение: доисторические ящеры безжалостно расправляются с продуктами современного потребления среди мёртвой пустыни. Еще немного — и последние символы постиндустриальной цивилизации будут уничтожены. Образная риторика серии задает философскую оптику будущего порядка вещей. В этой связи по поводу «The End» писатель Герман Садулаев справедливо заметил: «Вот они, страшные демоны нашего подсознания, наши ужасы, наши кошмары, выпущенные на свободу; вот они крушат цивилизацию и убивают все, что мы любим»1. Т. е. игрушечные динозавры здесь не кто иные, как фантомы возмездия, чье появление неумолимо и запрограммировано человеческим подсознанием.

  Эффект «патины», «чрезмерной фотографичности» работ Дмитрия Провоторова — кажется интригой и ставит вопросы. Эффект провоцирует любопытство к творческому методу автора. В данном случае метод продиктован вкусом по отношению к материи черно-белой фотографии. Провоторов конструирует условное пространство специальными средствами, осторожно и тонко используя пойманный на берегу Финского залива свет или съемку с красным фильтром, контратипирование пленки. Результат — способ, когда глаз зрителя ощупывая распознаёт фотографическую природу изображения.

      Такое изучение поверхности фотографий усиливает правдоподобие содержания серий «Письма из Поднебесной» и «The End», и в очередной раз убеждает в том, что подобного рода постановочной светописи никуда не деться от демонстрации языка чёрно-белой фотографии. Ровно как неизбежностью остается поэтическое видение фотографа-творца-сочинителя Дмитрия Провоторова.  

1Цит. по: Провоторов Д. Берег: фотоальбом. — СПб.: Лимбус-Пресс, 2019. — С. 41.

Василий Гусак

Предпросмотр в новой вкладке


Дмитрий Провоторов

Дмитрий Владимирович Провоторов

Родился 9 апреля 1975 года в Ленинграде. Фотографией увлекся в 1998 году. В 1999 году учился в киношколе «Кадр» при киностудии «Ленфильм». В 1999 году познакомился с петербургским фотографом Сергеем Свешниковым, при поддержке которого освоил приемы ручной черно-белой печати. С 1999 по 2000 год проходил обучение на операторском факультете Санкт-Петербургского института киноинженеров. С 2000 года начал активно работать в области черно-белой фотографии, экспериментируя с возможностями ручной печати и вирированием. С 2006 года сотрудничал с московской галереей «RuArts» и петербургской «AL Gallery», был представлен в составе их коллекций на международных выставках искусства в Италии, США, Испании, России. Член Союза художников России с 2017 года. Начиная с 2017 года работает художником-декоратором.

 

 

2017 ― «Берег 2.0». Галерея «Art of Foto», Санкт-Петербург

2013 ― «The End». Milan Image Art Fair, Milan, Italy

2012 ― «Letter from the Celestial Empire». Milan Image Art Fair, Milan, Italy
2012 ― «The End». «AL Gallery», Санкт-Петербург

2012 ― «Письма из Поднебесной». Галерея «Фотолофт». Центр современного искусства «Винзавод», Москва

2011 ― «Письма из Поднебесной». «AL Gallery», Санкт-Петербург

2010 ― «Четыре четверти». Галерея «Fotowall», Лофт-проект «Этажи», Санкт-Петербург 2009 ― «Берег». Галерея «Борей», Санкт-Петербург

2007 ― «Игры, в которые играют люди». Совместно с Д. Шориным. Галерея актуального искусства «RuArts», Москва

2007 ― «Подожди». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург

2006 ― «Foto/Grapho». Cовместно с Женей Ма.  «AL Gallery», Санкт-Петербург

2005 ― «Одна». Галерея Захара Вовина, Малый драматический театр, Санкт-Петербург

2005 ― «Крылья». Музей-квартира В. В. Набокова, Санкт-Петербург

2004 ― «Театр женщин». «Чаплин-клуб», Санкт-Петербург

2003 ― «Выставка одной фотографии». Государственный центр фотографии, Санкт-Петербург

2003 ― «Реверс & аверс». Галерея «Сельская жизнь», Санкт-Петербург

2002 ― «14.19». Издательский дом «Амфора», Санкт-Петербург

2007 ― «Блиц-R». Фотофестиваль Союза художников, Санкт-Петербург

2007 ― «Art New York». «RuArts Gallery», Нью-Йорк

2006 ― «Арт Москва 2006», «RuArts Gallery», Москва

2006 ― «ARCO». «RuArts Gallery», Madrid, Spain

2006 ― «Балтийское море». Государственный центр фотографии. Санкт-Петербург

2006 ― «Блиц-R». Выставочный зал Союза художников, Санкт-Петербург

2005 ― «Модель». Галерея «Борей», Санкт-Петербург

2005 ― «Котография». Галерея «Борей», Санкт-Петербург

2004 ― «Мимикрия». Творческое объединение «Деревня художников», Санкт-Петербург

2004 ― «Посвящение». Государственный музей истории Санкт-Петербурга, особняк Румянцева, Санкт-Петербург

2004 – «Ручная работа». Государственный музей истории Санкт-Петербурга, особняк Румянцева, Санкт-Петербург

2003 ― «Отпечатки». II международная триеннале искусств. Медиа-центр «VЫХОД»,  Петрозаводск

2003 ― «Реальность иллюзий и мифов Петербурга». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

2003 ― «Широко закрытые глаза». Галерея Jam Hall, Санкт-Петербург

2003 ― «Улицы лица, Годы дома». Государственный музей истории Санкт-Петербурга, особняк Румянцева, Санкт-Петербург

2003 ― «Игра в ассоциации». Государственный центр фотографии, Санкт-Петербург

2003 ― «Петербург-2002». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

2002 ― «Портрет и фотография». Государственный музей истории Санкт-Петербурга, особняк Румянцева, Санкт-Петербург

2002 ― «Плоты». Творческое объединение «Деревня художников», Санкт-Петербург

2002 ― «Портрет старого дома». Цикл выставок. Государственный центр фотографии, Санкт-Петербург

2001 ― «Шувалово-2001». Летний художественный симпозиум. Санкт-Петербург

2001 ― «Стиль петербургской фотографии». Санкт-Петербург

Private. International review of black and white photographs and texts. Saint Petersburg. The inner city. Italy, 2003

Dmitry Provotorov. «Letters from the Celestial Empire». Al Gallery. MIA. Milan Image Art Fair 2012. Text by Pavel Krusanov. Milan, Italy, 2012

Dmitry Provotorov. «The End». Al Gallery. MIA. Milan Image Art Fair 2012. Text by Valerij Savcuk. Milan, Italy, 2013

Дмитрий Провоторов. Берег. Фотоальбом. Фото: Дмитрий Провоторов. Тексты: Павел Крусанов, В. Левенталь, С. Носов, Г. Садулаев. Оформл.: А. Веселов. ― СПб.: «Лимбус Пресс», Изд-во К. Тублина, 128 с.: ил., 2019

 

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

Мультимедиа Арт Музей, Москва

Музей российской фотографии, Коломна

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург

Фонд Ruarts, Москва

Вернуться

Фотография не найдена

Поделиться ссылкой на выделенное