У художников могут быть разные позиции относительно самого себя как объекта творчества. Для некоторых ты сам вообще не объект, а только глаза наблюдателя. Для меня в известной степени странно, что меня видят другие люди. А бывают художники, которые осознанно включают себя в исследование окружающего мира. Таким как раз был Борис Смелов. Натюрморт с зеркалом, бликами и отражениями, висящими фотопленками мог быть композиционно завершен изображением самого Бориса. Он мог включить себя в выверенный строй бутылочек и ракушек, любовно припорошенных пылью. Тем более, что очки и борода отлично подходили для проверки новых объективов и камер. Для Бориса автопортрет не имел ничего общего с самолюбованием. Это был объект исследования, который всегда рядом. 14.11.2020 Мария Снигиревская
У художников могут быть разные позиции относительно самого себя как объекта творчества. Для некоторых ты сам вообще не объект, а только глаза наблюдателя. Для меня в известной степени странно, что меня видят другие люди. А бывают художники, которые осознанно включают себя в исследование окружающего мира. Таким как раз был Борис Смелов.
Натюрморт с зеркалом, бликами и отражениями, висящими фотопленками мог быть композиционно завершен изображением самого Бориса. Он мог включить себя в выверенный строй бутылочек и ракушек, любовно припорошенных пылью. Тем более, что очки и борода отлично подходили для проверки новых объективов и камер.
Для Бориса автопортрет не имел ничего общего с самолюбованием. Это был объект исследования, который всегда рядом.
14.11.2020 Мария Снигиревская
Ленинград, 1960‑е
Без названия
Ленинград, 1970
Ленинград, 1970‑е
Зимняя канавка. Ночь
Ленинград, 1972
Ленинград, 1960‑е–1970‑е
Вид во двор
Ленинград, 1975
Ленинград, 1978
Бумажный канал
Торшер львиного моста
Осенний Летний сад
Ленинград, 1970‑е – 1980‑е
Ленинград, начало 1970-х
Лодочка
Ленинград, 1973
Натюрморт с шампиньонами
Курильщик
Ленинград, 1974
Взгляд вниз
Натюрморт
Летний сад
Ленинград, 1976
Натюрморт с колбой и часами
Ленинград, 1975–1976
Лидия
Борис Смелов
Натюрморт с рыбой и пивом
Ленинград, 1979
Натюрморт под виолончельным столиком
Ленинград, 1977
Наводнение
Канал Грибоедова зимой
Ленинград, 1981
Ленинград, 1981–1982
Дерево
Ленинград, 1980
Ленинград, 1970‑е–1990‑е
Никольский собор
Ленинград, 1982
Мальчик с сачком
1976
Портрет Инессы Виноградовой
Ленинград, 1980‑е
Ленинград, 1983
Трехарочный мост
Ленинград, 1982–1983
Натюрморт с испанскими веерами
1985–1986
Коллонада Апполона
Павловск, 1988
Ленинград, 1985
Румянцевский сад
Ленинград, 1989–1990
Крюков канал
Ленинград, 1990
Ленинград, 1991
Санкт-Петербург, 1991
Ленинград, 1994
Львиный мостик
Санкт-Петербург, 1995
Ленинград, 1997
Петропавловская крепость
Санкт-Петербург, 1996
АВТОПОРТРЕТЫ-ИССЛЕДОВАНИЯ БОРИСА СМЕЛОВА
Борис Смелов создавал свои автопортреты на протяжении тридцати лет: с конца 1960-х до смерти в 1998 году. Учитывая, что эти десятилетия охватывают весь период сознательной творческой активности мастера петербургской светописи, а также регулярность обращения к жанру, легко допустить мысль о неслучайности и значимости его автоизображений в этой связи. Работая с городским пейзажем, натюрмортом, портретом, параллельно фотограф методично творил собственную иконографию, которая стала своеобразным отражение авторской философии. Философии, воплотившейся в культуре фотоизображения, пристрастности к визуальным мотивам и приемам съемки.
Известно, что фотограф запечатлевал себя на первом кадре пленки, предназначенной для других сюжетов. Т.е. перед «основной» съемкой Смеловым разыгрывался профессиональный ритуал, наделявший автопортрет функцией своеобразного художественного «ракорда». Авторское качество задавалось сюжетам последующих 35-и (узкая пленка) или 11-и (среднеформатная) кадров в зависимости от выбранной камеры. Так ритуально возникала значительность происходящего, а первый снимок становился аналогом подписи творца к экспонированной пленке.
Вместе с тем, осознания этого факта недостаточно для понимания места автопортретов в творчестве Смелова.
Его пейзажи всегда чуткое видение Ленинграда-Петербурга и пригородов, а натюрморты-композиции из вещей старого быта открывают заново красоту форм. Подобно им автопортреты становятся проникновением в видимый мир, только через отношение к саму себе. Кажется будто Смелов отслеживает временные изменения внешности и одновременно пытается разглядеть не подверженные старению специфические черты своего облика. Примером может послужить, созданный в 1968-1970-х годах, автопортрет в обнаженном виде, отсылающий к античным торсам. Фотография помогает изучать собственное тело. Интерес к себе здесь может показаться даже чрезмерным. А на других работах присутствует только лицо Смелова – физиогномическая фактура или лик мастера.
Одновременно, возникающий во многих автопортретах эффект «встречи с фотографом» побуждает задуматься как и почему это происходит? Главной причиной становится «взгляд». Известно, что останавливая глазами зрителя, герой портрета ищет контакта, провоцирует диалог. Взгляд Смелова, напротив, обращен к нему самому. Сосредоточенное ожидание момента работы затвора фотоаппарата, профессиональная напряженность становятся внутренним смыслом снимка. Вместе с тем, посредством «ремесленного» действия – испытания резкости объектива по глазам, очкам, бороде, фотограф смотрит в автора. Подобным образом, выбирая обстановку, держа в руках сигарету или фотоаппарат, рассматривая себя в зеркале, оконном стекле, Смелов совершает тестирование профессионального самочувствия и «зоны» эстетического комфорта. Таким образом процесс создания автопортретов является опытом фиксации важных бытийных состояний. Ценность таких состояний определяется их мгновенным осуществлением. Сосредоточенный взгляд автора подтверждает значимость ритуала.
Нельзя не заметить владение Смеловым техникой создания портрета, что видно, например, по масштабированию. Съемка общего плана показывает не только фотографа, но и условия, обстановку. Средний план акцентирует позу, жест. Крупный – раскрывает ландшафт лица, приближает эмоциональное состояние. Но будучи художником, фотограф произвольно работает с крупностями, нарушая строгость правил свободной позой, сидением в удобном положении, заглядыванием в кадр. Выразительно используется свет, – традиционный инструмент светописи. Не редко падая из окна сбоку, и создавая на лице мастера контрастный рельеф с глубокими тенями, распределение светового потока образует эффект «кьяроскуро», что в свою очередь намекает на сложные профессиональные отношения со светотеневой средой.
Исследование себя в автопортрете оборачивается у Бориса Смелова процессом сотворения образов, фиксирующих его как такового в обстановке «зоны комфорта», которая создается фоном, светом и присутствием автора. Не случайны появление за спиной портретируемого его работ – знаков уже состоявшихся художественных актов; а также наличие пленки, камеры, выстраивающих семиотику фотографического процесса.
На протяжении тридцати лет автопортреты все более концентрированно выражают свое образное значение, очевидно свидетельствуя о самодостаточности Бориса Смелова как фотографа.
Василий Гусак
Автопортрет
Борис Иванович Смелов
Борис Смелов родился 13 марта 1951 года в Ленинграде. Вырос на 7-й линии Васильевского острова, где жил со своей матерью, старшим братом и бабушкой, бывшей бестужевкой. Его мать, Наталья Николаевна Смелова, врач-педиатр, и отец, Иван Васильевич Попов, киномеханик, развелись, когда Борису было пять лет (М. Снигиревская).
В детстве занимался рисованием. В юности увлекался фехтованием на саблях (А. Флоренский). Учился в физико-математической школе. Увлекся фотографией в детстве, когда мама подарила фотоаппарат.
С 1964 по 1966 год занимался фотографией под руководством Бориса Ефимовича (Абрама Хаймовича) Ритова в фотостудии Дворца пионеров им. А. А. Жданова.
В 1967 году в ходе подготовки к строительству вестибюля метро «Василеостровская» дом, в котором жил Смелов, снесли и семья переехала в новые районы на северо-западе Ленинграда.
По окончании школы в 1968 году поступил в Институт точной механики и оптики, где проучился два года. Тогда же стал посещать встречи Ленинградского городского фотоклуба Выборгского дворца культуры, участвовал в клубных выставках. В клубе познакомился с Леонидом Богдановым, дружба с которым продолжалась на протяжении всей жизни.
С 1970 года увлечение фотографией перешло в русло серьезных, «фанатичных» (Б. Смелов) занятий.
В 1971–1972 годах стал посещать неформальные встречи фотографов в детской фотостудии Дома культуры работников пищевой промышленности, руководил которой Л. Богданов.
В 1972 году познакомился с поэтом Константином Кузьминским, благодаря которому вошел в круг ленинградского андеграунда.
С 1972 по 1973 год — студент факультета журналистики Московского государственного университета.
В 1972 году впервые представил свои работы на выставке, устроенной на филологическом факультете Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (Б. Смелов).
В 1973 году, поняв, «что все это очень далеко от фотографии», окончательно бросил учебу и целиком отдался «богемной безумной питерской жизни и художественной фотографии» (М. Снигиревская).
Кафе «Сайгон» на углу Невского и Владимирского проспектов в конце 60-х — начале 70-х было местом, где собирались творческие люди, не желавшие заниматься официальным искусством. Там Борис познакомился с поэтом Виктором Кривулиным, фотографом Борисом Кудряковым (Гран-Борисом) (М. Снигиревская). В том же году устроился фотографом в издательство «Художник РСФСР».
В марте 1974 года в № 3 журнала «Журналист» вышли два материала, посвященных творчеству двух молодых фотографов: Б. Смелова и Л. Богданова. В первом были представлены автобиографии и подборки фотографий. Во втором приводился критический разбор фотографий Смелова и Богданова — авторы статьи фотокорреспонденты АПН Виктор Ахломов и Валерий Шустов указывали на излишне минорную тональность снимков молодых авторов.
В 1974 году Борис Смелов принял участие в выставке независимой фотографии «Под парашютом», организованной Константином Кузьминским у себя в квартире. У Кузьминского он познакомился с художником Дмитрием Шагиным, который пришел в восторг от его фотографий и познакомил Бориса со своей матерью, художницей Натальей Жилиной (М. Снигиревская).
В 1975 году вернулся на Васильевский остров, поселившись на 18-й линии в квартире Н. Жилиной, ставшей его женой спустя пять лет, в 1980 году.
В 1974–1975 годах создал цикл фотографий, объединенных общих названием «Петербург Достоевского».
Зимой 1975 года в фотоклубе ВДК состоялся творческий отчет, на котором была показана коллекция работ, ставших сегодня классическими. Фотографии произвели большое впечатление на публику, но, по воспоминаниям участников, были подвергнуты жесткой критике. На следующий день экспозиция была закрыта представителями Выборгского райкома партии. «Пришли „партработники“ и сорвали со стен фотографии, разорвали и выбросили их в мусорный бак» (М. Снигиревская).
В 1975–1977 годах Смелов работал фотографом в кинофотолаборатории Ленинградского института текстильной и легкой промышленности имени С. М. Кирова.
С 1978 по 1989 год работал фотографом на Ленинградском комбинате декоративно-прикладного искусства, от которого получил мастерскую на улице Правды, 2, где работал вместе с женой.
В 1979 году фотографии Смелова были впервые представлены массовому зрителю — на страницах второго номера журнала «Советское фото», распространявшегося на всем пространстве СССР миллионным тиражом, вышла статья «Одухотворенность», посвященная натюрморту Б. Смелова. «Поражало тонкое мастерство молодого художника, его умение работать со светом, способность передать „удивленный лик“ предмета» (А. Невский). В этом же году многочисленные фотографии из ранее сделанного цикла, посвященного Достоевскому, послужили оформлением книги Марины Басиной «Сквозь сумрак белых ночей».
В 1985 году состоялась третья публикация: литературно-поэтический сборник «Круг» был иллюстрирован большим блоком авторских фотографий.
С конца 1970-х Смелов пробует работать с цветом.
В 1982 году становится членом творческой группы «Ленинград», в составе которой участвует в выставках, проходивших в Ленинградском дворце молодежи.
С 1988 года представлял работы на многочисленных зарубежных выставках во Франции, США, Германии, Великобритании. В это же время небольшие коллекции работ входят в музейные и галерейные коллекции.
С 1991 по 1997 год сотрудничал с журналом «Кабинет», посвященным современному визуальному искусству.
В 1991 году стал членом Новой академии изящных искусств и обзавелся мастерской в расселенном и захваченном художниками доме на Пушкинской, 10, где в 1992 году создал цикл портретных работ «Другой Петербург». В этом же году стал членом Союза фотохудожников России, участвовал в первой выставке Союза, состоявшейся в Центральном доме художника в Москве.
С 1992 года — член Международной федерации художников при ЮНЕСКО (IFA).
С 1992 по 1993 год сотрудничал с группой художников«Митьки» в выпускаемом ими журнале «Митьки-газета».
В 1995–1997 годах работал с инфракрасной пленкой. В 1995 году создал группу «Пунктум» (Б. Смелов, М. Снигиревская, А. Соколов, А. Зеленский).
Трагически погиб 18 января 1998 года.
1973 ― Экспериментальная выставка графики и графики-фото. Психологический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова
1974 ― Под парашютом. Квартирная выставка. Квартира поэта Константина Кузьминского, Ленинград
1975 ― Творческий отчет-выставка. Выборгский Дворец культуры, Ленинград
1977 ― XI International Salon of Photo Art. Bucharest (Диплом и золотая медаль)
1979 ― Персональная выставка. Квартира художницы Натальи Жилиной, Ленинград
1979 ― Всесоюзная выставка. Выставочный зал на Малой Грузинской, Москва
1981 ― В защиту В. Пореша. Квартирная выставка. Квартира художницы Н. Жилиной. Ленинград
1982 ― Первая выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград
1985 ― Вторая выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград
1985 ― Персональная выставка. Фотоклуб «Зеркало», Дворец культуры им. Карла Маркса, Ленинград
1986 ― Museum of Fine Art, Oxford
1986 ― Третья выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград
1988 ― Четвертая выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград
1988 ― Say Cheese! Comptoir de la Photographie, Paris, France; Portfolio Gallery, London, GB
1988 ― Marie-Francoise Jauris Gallery, Paris
1988 ― Murray Forbes collection. Boston
1989 ― Say Cheese. Comptoir de la Photographie. Museum of Photographic Art, San Diego, USA; Музей кино, Москва
1989 ― Zwischen Elbe und Wolga, 16 Fotografen aus Osteuropa und der DDR. Städtische Galerie im Lenbachhaus, München (Каталог)
1989 ― Zwischen Elbe und Wolga. Haus am Kleistpark, Munich, West Berlin
1989 ― 150 лет фотографии. Выставка, посвященная 150-летию фотографии. Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
1990 ― Changing Reality. Corcoran Gallery of Art, Washington, USA (Каталог)
1991 ― Roy Boyd Gallery. Chicago
1991 ― Photo Manifesto. Photography of Perestroika. The former Grayhound Servis Terminal. Baltimor Fine Arts Gallery, Long Island University. South Hempton (Каталог)
1991 ― Norton Dodge Collection. Zimmerli Art Museum, New Brunswick
1992 ― Первая выставка Союза фотохудожников России. Центральный дом художника, Москва
1993 ― Фотовыставка. Фотоцентр, Москва
1993 ― Kunstaustellung Korschembr. Düsseldorf
1994 ― Персональная выставка. Галерея «Борей», Санкт-Петербург
1994 ― Искусство современной фотографии. Россия. Украина. Беларусь. Центральный дом художника, Москва (Каталог)
1994 ― Петербург-94. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
1994 ― Selbstidentification. Positionen St. Petersburgen Kunst von 1970 bis heute. Ars Baltica, Kiel, Berlin
1994 ― Self-Identification. The Art of St. Petersburg 1970–1990. Oslo; Сопот (Каталог)
1995 ― Петербург. Выставка группы «Пунктум». Галерея фотоцентра «Kodak Shop Pro Photo», Санкт-Петербург
1995 ― Фото-Image Collection. Гуманитарный фонд «Свободная культура», «Пушкинская, 10» Санкт-Петербург
1995 ―To Be Сontinued. Выставка группы «Пунктум». Галерея «Борей», Санкт-Петербург
1996 ― Самоидентификация. Аспекты санкт-петербургского искусства 1970-х ―1990-х годов. Государственный Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург (Каталог)
1996 ― Петербург-95. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
1996 ― Невская купель. Фестиваль «Мифы Петербурга». Галерея «Федор», Сестрорецк (Каталог)
1996 ― Russian Photographers. Renewal & Metamorphosis from the Late Soviet Erato the 1990s. The M.I.T. Museum, Cambridge
1996 ― 100 years of the Finnish Art Society. Kunsthalle, Helsinki
1996 ― Митьки ― флоту. К трехсотлетию российского флота. Военно-морской музей, Санкт-Петербург
1997 ― Фотоэстафета: от Родченко до наших дней. Муниципальная галерея «А-3», Москва
1997 ― Northern Dream (CD-ROM Photo-Show) в рамках фестиваля Salut. St. Petersburg! World Financial Center, New York
1997 ― Петербург-96. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
1997 ― Russian Photographers. Renewal & Metamorphosis from the Late Soviet Era to the 1990s. Fishburg Art Museum
1998 ― Борис Смелов: ранние произведения. V Петербургская биеннале «Осенний фото-марафон». Галерея «Дельта», Санкт-Петербург
1998 ― Натюрморты Бориса Смелова. Галерея Митьки-ВХУТЕМАС, Санкт-Петербург
1998 ― Борис Смелов. Галерея «Дельта», Санкт-Петербург
1998 ― След тени. Драматические мотивы в петербургской фотографии. Выставочный зал Союза художников России, Санкт-Петербург
1998 ― Фото-арт. Фестиваль «Анатомия современного искусства Петербурга». Галерея «Арт-Коллегия», Санкт-Петербург
1999 ― Южный крест. Фестиваль «Мамина весна-99». Галерея «Мама», Санкт-Петербург
2000 ― Фотоimage―5 лет. Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
2002 ― Черно-белый Петербург. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
2003 ― Современный Петербург глазами фотографов. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2004 ― Борис Смелов. Галерея «Катино». Санкт-Петербург
2006 ― Борис Смелов. Фотографии. Галерея «Фотосоюз», Москва
2006 ― Неизвестный Борис Смелов. Арт-центр «Пушкинская, 10», Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
2006 ― Paris Photo. Le Carrousel du Louvre, Paris
2007 ― Четвертый международный салон изящных искусств. Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
2007 ― Арт-Москва 2007. Ежегодная международная ярмарка современного искусства. Центральный дом художника, Москва
2007 ― Итогигода. pARTner project Gallery, Москва
2008 ― Ленинградский фотоандеграунд. Государственный Русский музей, Строгановский дворец, Санкт-Петербург
2008 ― Арт-Москва 2008. Ежегодная международная ярмарка современного искусства. Центральный дом художника, Москва
2008 ― Contemporary Russian Art. Danubiana Meulensteen Art Museum, Bratislava; MODEM Centre for Modern and Contemporary Art, Debrecen
2008 ― Годовщина. pARTner project Gallery, Москва
2008 ― Чрево Казанского собора. Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
2009 ― Борис Смелов. Избранное. Фотография, графика. Галерея «Борей», Санкт-Петербург
2009 ― Борис Смелов. Ретроспектива. Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург
2010 ― Петербург Бориса Смелова. Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
2012 ― Современная фотография из коллекции РОСФОТО. Борис Смелов. Дом кино, Санкт-Петербург
2012 ― Борис Смелов. Избранное. Frolov Gallery, Москва; Центр современного искусства «Винзавод», Москва
2017 ― 70-е. Со_при_частность. Межмузейная художественная выставка, посвященная ленинградскому изобразительному искусству. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
2018 ― Зал Бориса Смелова. Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург
2019 ― Boris Smelov. Photography ‘60s-‘80s. Art Market, Budapest
2019 ― StayTrue. Immigration Soviet Photographyin the ‘70s-‘90s. Kiscelli Museum, Budapest
Докудина О. Молодые глаза и вечные истины //«Журналист», № 3, март. ―М., 1974
Ахломов В., Шустов В. К зрелости! // «Журналист», № 3, март. ―М., 1974
Невский А. Одухотворенность // «Советское фото», № 2. ― М.: «Советское фото», 1979
Басина М. Я. Сквозь сумрак белых ночей. Документальная повесть. Серия «По дорогим местам». Оформление Г. П. Губанова. Натурные фотографии Б. И. Смелов. ― Л.: «Детская литература», 1979
Ленинград. Искусство и архитектура.Фотоальбом. Отд. издания на рус. и англ. яз. Автор вступительной статьи Л.В. Успенский. Составители и художники альбома Г.П.Губанов и Л.А.Зыков.―Л.: «Аврора», 1985
Круг. Сборник. Сост. Б. И. Иванов, Ю. В. Новиков. Фото Б. Смелов. Серия «Мастерская». ― Л.: «Советский писатель», ленинградское отделение, 1985
Ленинград. Альбом. Изд. второе. Сост. и художники: И.А. Лужина, И.В. Гордейчук. Авт.ст.: Л. В. Успенский. ― Л.: «Аврора», 1987
Zwischen Elbe und Wolga. 16 Fotografen aus Osteuropa und der DDR. Katalog. ―Heidelberg: Ed. Braus, ZANGO eV Fotoforum, Munich, 1988
Say Cheese! An Insight into Contemporary 1968–1988. Paris, Ed. du Comptoir de la Photographie, 1988
Минченко А. Разговор с самим собой? //«Смена», № 74, 30 марта. ― Л., 1988
Необходима Тайна. Интервью с Б. Смеловым // «Советское фото», № 10. ― М.: «Советское фото», 1988
Фото-89. Альманах. Под ред. Л. Ильиной-Козловской. ― М.: «Планета», 1989
Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. ― М.: «Искусство», 1989
Газоневщина. Газаневская культура о себе. В компиляции и редакции А. Басина. Фотографии Г. Приходько, Б. Смелова, Г. Виницкого, И. Иванова, В. Егорова, И. Логинова. ― Л.-Иерусалим: ABUDALO, 1974–1989
Changing Reality: Recent Soviet Photography. Bendavid-Val, L. Corcoran Gallery of Art, Art Services International. ― Starwood Pub., Washington, 1991
US News World Report. July 15, 1991
Saint-Petersburg Alter. ― La Chaux-de-Fonds. Edition d‘ En Haut, 1993
Best of Graphics Photo II. ― Graphic Press Corp. Switzerland, 1993
Dictionnaire mondialde la photographie ― Larousse, 1994
Искусство современной фотографии. Россия. Украина. Беларусь. Каталог на рус. и англ. языках. Сост. Е. Березнер, В. Цыганков. Авт. ст.: Л. Бажанов, Е. Березнер, Т. Салзирн, В. Стигнеев. ― М.: AUTOPAN, 1994
Selbstidentification. Positionen St. Petersburgen Kunst von 1970 bis heute. Ars Baltica, Kiel, 1994
Образгорода. Борис Смелов // «Субъектив», № 1, 1995
Pulse Magazine, St. Petersburg, 1995
Митьки. Ретроспективная выставка к 10-летию движения. Русский музей, Санкт-Петербург, 1996
Самоидентификация. Аспекты санкт-петербургского искусства 1970-х ―1990-х годов. Каталог. Государственный Русский музей, Фонд восстановления дворцов Русского музея, ARS BALTICA. Авт. ст.: А. Боровский, В. Перц. ― СПб.: «Сезар», 1996
Невская купель. Буклет выставки. Авт. ст.И. Степанова. Макет А. Китаев. ― СПб.: Изд. на средства авторов, 1996
100 имен в современном искусстве Санкт-Петербурга. — СПб: ЦСИ Дж. Сороса., 1997
След тени. Буклет. Авт. ст. А. Голенький. ― СПб., 1998
Благодатов Н. Он превращал простые стекляшки в драгоценности // «Пятница», № 4 (334). ― СПб., 1998
Глебов-Богданов Ф. Сны наяву Бориса Смелова // «Час пик», № 8 (9). ― СПб., 1998
Кривулин В. Памяти Бориса Смелова // «Новый мир искусства», № 2. ― СПб: «Новый мир искусства», 1998
Кривулин В. Голубь на могиле фотографа // «На дне», № 2 (35). ― СПб., 1998
Усов А. Город он снимал ночью и днем // «На дне», № 2 (35). ― СПб., 1998
Новиков Т. Борис Смелов // «Фото-Zoom», № 36 (156), сентябрь № 6.― СПб., 1998
Свешников С. Борис Смелов // «АиФ-Петербург», № 5 (232). ― СПб., 1998
Сыпачова Е., Новиков Т. Еще один взгляд на творчество Бориса Смелова // «ФотоZoom», № 6. ― СПб., 1998
Оптимизм памяти. Ленинград 70-х. Фотоальбом, авт.-сост. В. А. Никитин, авт. ст.: В. А. Никитин, Б. Кудряков. ― СПб.: «Лимбус Пресс», 2000
Черно-белый Петербург / Black & White Petersburg. Сatalogue, Luke & A Gallery, London, 2002
Черно-белый Петербург. Альманах. Государственный Русский музей. ― СПб.: Palace Editions, 2003
Две воды. Санкт-Петербург. Фотоальбом. ― СПб.: «Слеза», 2003
Уралов И., Важова М. Петербург. Наедине с собой. Петербургский слиток. В 3 кн.: 1 кн.: «Белая»; 2 кн. «Серебряная»; 3 кн. «Золотая». ― СПб.: «Нева», 2003
Уралов И., Важова М. Петербург. Тревожный город. Петербургский слиток. В 3 кн.: 2 кн. «Серебряная». ― СПб.: «Нева», 2003
Вальран В. Н. Ленинградский андеграунд: Живопись, фотография, рок-музыка. «Петербургские исторические записки. Вып. 5. ― СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2003
Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894–1994. Очерки истории отечественной фотографии. ― М.: «Либроком», 2005
Ленинградский андеграунд // «Фото», № 1. 2005
Герои ленинградской культуры. 1950–1980-е. Сост. Л. Скобкина. ― СПб.: «Тетра», 2005
Фотоэстафета от Родченко до наших дней. Страницы истории советской и современной российской фотографии. Авт. ст.: Ю. Рыбчинский, Э. Гладков. ― М.: Московский дом фотографии, 2006
Китаев А. Субъектив. Фотограф о фотографии. ― СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006
Подольский Н. Борис Смелов // «Потребитель», № 4.― М.: 2006
Подольский Н. Борис Смелов // Фотокамеры и видеотехника, № 33. 2006
Boris Smelov. Piter. ― Carnets de Rhinoceros, Paris, 2007
Борис Смелов. pARTner project Gallery. ― М.: «pARTner project», 2007
Ленинградский фотоандеграунд. Альманах, № 185. Авт.-составитель и авт. ст. В. Вальран. ― СПб.: Palace Editions, 2007
Хайров Ш. Неизвестный Смелов. Интервью с М. Снигиревской и А. Соколовым // «Цифровик», № 9, сентябрь. ― СПб., 2008
Флоренский А. Про Борю Смелова // «Цифровик», № 9, сентябрь. ― СПб., 2008
Борис Смелов. Ретроспектива. Каталог. Отдельные изд. на рус. и англ. яз. Вступит. слово В. Матвиенко, М. Б. Пиотровского, В. Ю. Фролова. Авт. ст.: А. Ипполитов, Д. Гэллоуэй, А. Китаев; Издательство KERBER, Германия, 2009
Вальран В. Борис Смелов. Фотографии // «Цифровик», № 10, октябрь. ― СПб., 2009
Смелов. Эрмитаж. Слово куратора. Интервью с А. Ипполитовым // «Цифровик», № 10, октябрь. ― СПб., 2009
Борис Смелов. Избранное: фотография, графика. Каталог. Авт ст.: В. Вальран, А. Барзах / А. Драгомощенко, Б. Кудряков, Н. Матренин, В. Савчук, А. Секацкий. — СПб.: галерея «Борей», 2009
Русcкий мiръ. Пространство и время русской культуры. Альманах. № 4. Савчук В. Космизм фотонатюрмортов Бориса Смелова. ― СПб.: «Русская культура», 2010
Contemporary Russian Photography. E. Berezner, I. Chmyreva, N. Tarasova and W. Watriss, Foto Fest 2012, Houston, 2012
Подольский Н. Ген художника в фотографической реальности. Эссе о художественной фотографии. ― СПб.: «Лимбус Пресс», 2013
Бродский И. Полторы комнаты. Пер. М. Немцова. Фотографии Б. Смелова. ― СПб.: «Лениздат», Книжная лаборатория, 2015
Живые, или беспокойники города Питера. Сборник. Авт. ст.: В. Рекшан, П. Крусанов, Н. Подольский. ― СПб.: «Лимбус Пресс», 2016
Red Horizon — Contemporary Аrt and Photography in the USSR and Russia, 1960–2010. — The Columbus Museum of Аrt, USA, 2017
70-е. Со_при_частность. Межмузейная художественная выставка, посвященная ленинградскому изобразительному искусству. Каталог. ― Спб.: Центральный выставочный зал «Манеж», 2017
Курбанова Е. Борис Смелов // FotoСфера. Журнал о современной фотографии, март-апрель. ― СПб.: ООО «Технология Рекламы», 2018
UNESCO
Corcoran Gallery, Washington
Rapho, Paris, France
Zimmerli Art Museum,USA
Museum of Contemporary Photography (MoCP), Chicago
Московский музей современного искусства (ММСИ), Москва
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: