Борис Смелов

Автопортрет

У художников могут быть разные позиции относительно самого себя как объекта творчества. Для некоторых ты сам вообще не объект, а только глаза наблюдателя. Для меня в известной степени странно, что меня видят другие люди. А бывают художники, которые осознанно включают себя в исследование окружающего мира. Таким как раз был Борис Смелов.

Натюрморт с зеркалом, бликами и отражениями, висящими фотопленками мог быть композиционно завершен изображением самого Бориса. Он мог включить себя в выверенный строй бутылочек и ракушек, любовно припорошенных пылью. Тем более, что очки и борода отлично подходили для проверки новых объективов и камер.

Для Бориса автопортрет не имел ничего общего с самолюбованием. Это был объект исследования, который всегда рядом.

14.11.2020
Мария Снигиревская

АВТОПОРТРЕТЫ-ИССЛЕДОВАНИЯ БОРИСА СМЕЛОВА

Борис Смелов создавал свои автопортреты на протяжении тридцати лет: с конца 1960-х до смерти в 1998 году. Учитывая, что эти десятилетия охватывают весь период сознательной творческой активности мастера петербургской светописи, а также регулярность обращения к жанру, легко допустить мысль о неслучайности и значимости его автоизображений в этой связи. Работая с городским пейзажем, натюрмортом, портретом, параллельно фотограф методично творил собственную иконографию, которая стала своеобразным отражение авторской философии. Философии, воплотившейся в культуре фотоизображения, пристрастности к визуальным мотивам и приемам съемки.

Известно, что фотограф запечатлевал себя на первом кадре пленки, предназначенной для других сюжетов. Т.е. перед «основной» съемкой Смеловым разыгрывался профессиональный ритуал, наделявший автопортрет функцией своеобразного художественного «ракорда». Авторское качество задавалось сюжетам последующих 35-и (узкая пленка) или 11-и (среднеформатная) кадров в зависимости от выбранной камеры. Так ритуально возникала значительность происходящего, а первый снимок становился аналогом подписи творца к экспонированной пленке.

Вместе с тем, осознания этого факта недостаточно для понимания места автопортретов в творчестве Смелова.

Его пейзажи всегда чуткое видение Ленинграда-Петербурга и пригородов, а натюрморты-композиции из вещей старого быта открывают заново красоту форм. Подобно им автопортреты становятся проникновением в видимый мир, только через отношение к саму себе. Кажется будто Смелов отслеживает временные изменения внешности и одновременно пытается разглядеть не подверженные старению специфические черты своего облика. Примером может послужить, созданный в 1968-1970-х годах, автопортрет в обнаженном виде, отсылающий к античным торсам. Фотография помогает изучать собственное тело. Интерес к себе здесь может показаться даже чрезмерным. А на других работах присутствует только лицо Смелова – физиогномическая фактура или лик мастера.

Одновременно, возникающий во многих автопортретах эффект «встречи с фотографом» побуждает задуматься как и почему это происходит? Главной причиной становится «взгляд». Известно, что останавливая глазами зрителя, герой портрета ищет контакта, провоцирует диалог. Взгляд Смелова, напротив, обращен к нему самому. Сосредоточенное ожидание момента работы затвора фотоаппарата, профессиональная напряженность становятся внутренним смыслом снимка. Вместе с тем, посредством «ремесленного» действия – испытания резкости объектива по глазам, очкам, бороде, фотограф смотрит в автора. Подобным образом, выбирая обстановку, держа в руках сигарету или фотоаппарат, рассматривая себя в зеркале, оконном стекле, Смелов совершает тестирование профессионального самочувствия и «зоны» эстетического комфорта. Таким образом процесс создания автопортретов является опытом фиксации важных бытийных состояний. Ценность таких состояний определяется их мгновенным осуществлением. Сосредоточенный взгляд автора подтверждает значимость ритуала.

Нельзя не заметить владение Смеловым техникой создания портрета, что видно, например, по масштабированию. Съемка общего плана показывает не только фотографа, но и условия, обстановку. Средний план акцентирует позу, жест. Крупный – раскрывает ландшафт лица, приближает эмоциональное состояние. Но будучи художником, фотограф произвольно работает с крупностями, нарушая строгость правил свободной позой, сидением в удобном положении, заглядыванием в кадр. Выразительно используется свет, – традиционный инструмент светописи. Не редко падая из окна сбоку, и создавая на лице мастера контрастный рельеф с глубокими тенями, распределение светового потока образует эффект «кьяроскуро», что в свою очередь намекает на сложные профессиональные отношения со светотеневой средой.

Исследование себя в автопортрете оборачивается у Бориса Смелова процессом сотворения образов, фиксирующих его как такового в обстановке «зоны комфорта», которая создается фоном, светом и присутствием автора. Не случайны появление за спиной портретируемого его работ – знаков уже состоявшихся художественных актов; а также наличие пленки, камеры, выстраивающих семиотику фотографического процесса.

На протяжении тридцати лет автопортреты все более концентрированно выражают свое образное значение, очевидно свидетельствуя о самодостаточности Бориса Смелова как фотографа.

Василий Гусак


Борис Смелов

Борис Иванович Смелов

Борис Смелов родился 13 марта 1951 года в Ленинграде. Вырос на 7-й линии Васильевского острова, где жил со своей матерью, старшим братом и бабушкой, бывшей бестужевкой. Его мать, Наталья Николаевна Смелова, врач-педиатр, и отец, Иван Васильевич Попов, киномеханик, развелись, когда Борису было пять лет (М. Снигиревская).

В детстве занимался рисованием. В юности увлекался фехтованием на саблях (А. Флоренский). Учился в физико-математической школе. Увлекся фотографией в детстве, когда мама подарила фотоаппарат.

С 1964 по 1966 год занимался фотографией под руководством Бориса Ефимовича (Абрама Хаймовича) Ритова в фотостудии Дворца пионеров им. А. А. Жданова.

В 1967 году в ходе подготовки к строительству вестибюля метро «Василеостровская» дом, в котором жил Смелов, снесли и семья переехала в новые районы на северо-западе Ленинграда.

По окончании школы в 1968 году поступил в Институт точной механики и оптики, где проучился два года. Тогда же стал посещать встречи Ленинградского городского фотоклуба Выборгского дворца культуры, участвовал в клубных выставках. В клубе познакомился с Леонидом Богдановым, дружба с которым продолжалась на протяжении всей жизни.

С 1970 года увлечение фотографией перешло в русло серьезных, «фанатичных» (Б. Смелов) занятий.

В 1971–1972 годах стал посещать неформальные встречи фотографов в детской фотостудии Дома культуры работников пищевой промышленности, руководил которой Л. Богданов.

В 1972 году познакомился с поэтом Константином Кузьминским, благодаря которому вошел в круг ленинградского андеграунда.

С 1972 по 1973 год — студент факультета журналистики Московского государственного университета.

В 1972 году впервые представил свои работы на выставке, устроенной на филологическом факультете Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (Б. Смелов).

В 1973 году, поняв, «что все это очень далеко от фотографии», окончательно бросил учебу и целиком отдался «богемной безумной питерской жизни и художественной фотографии» (М. Снигиревская).

Кафе «Сайгон» на углу Невского и Владимирского проспектов в конце 60-х — начале 70-х было местом, где собирались творческие люди, не желавшие заниматься официальным искусством. Там Борис познакомился с поэтом Виктором Кривулиным, фотографом Борисом Кудряковым (Гран-Борисом) (М. Снигиревская). В том же году устроился фотографом в издательство «Художник РСФСР».

В марте 1974 года в № 3 журнала «Журналист» вышли два материала, посвященных творчеству двух молодых фотографов: Б. Смелова и Л. Богданова. В первом были представлены автобиографии и подборки фотографий. Во втором приводился критический разбор фотографий Смелова и Богданова — авторы статьи фотокорреспонденты АПН Виктор Ахломов и Валерий Шустов указывали на излишне минорную тональность снимков молодых авторов. 

В 1974 году Борис Смелов принял участие в выставке независимой фотографии «Под парашютом», организованной Константином Кузьминским у себя в квартире. У Кузьминского он познакомился с художником Дмитрием Шагиным, который пришел в восторг от его фотографий и познакомил Бориса со своей матерью, художницей Натальей Жилиной (М. Снигиревская).

В 1975 году вернулся на Васильевский остров, поселившись на 18-й линии в квартире Н. Жилиной, ставшей его женой спустя пять лет, в 1980 году.

В 1974–1975 годах создал цикл фотографий, объединенных общих названием «Петербург Достоевского».

Зимой 1975 года в фотоклубе ВДК состоялся творческий отчет, на котором была показана коллекция работ, ставших сегодня классическими. Фотографии произвели большое впечатление на публику, но, по воспоминаниям участников, были подвергнуты жесткой критике. На следующий день экспозиция была закрыта представителями Выборгского райкома партии. «Пришли „партработники“ и сорвали со стен фотографии, разорвали и выбросили их в мусорный бак» (М. Снигиревская).

В 1975–1977 годах Смелов работал фотографом в кинофотолаборатории Ленинградского института текстильной и легкой промышленности имени С. М. Кирова.

С 1978 по 1989 год работал фотографом на Ленинградском комбинате декоративно-прикладного искусства, от которого получил мастерскую на улице Правды, 2, где работал вместе с женой.

В 1979 году фотографии Смелова были впервые представлены массовому зрителю — на страницах второго номера журнала «Советское фото», распространявшегося на всем пространстве СССР миллионным тиражом, вышла статья «Одухотворенность», посвященная натюрморту Б. Смелова. «Поражало тонкое мастерство молодого художника, его умение работать со светом, способность передать „удивленный лик“ предмета» (А. Невский). В этом же году многочисленные фотографии из ранее сделанного цикла, посвященного Достоевскому, послужили оформлением книги Марины Басиной «Сквозь сумрак белых ночей».

В 1985 году состоялась третья публикация: литературно-поэтический сборник «Круг» был иллюстрирован большим блоком авторских фотографий.

С конца 1970-х Смелов пробует работать с цветом.

В 1982 году становится членом творческой группы «Ленинград», в составе которой участвует в выставках, проходивших в Ленинградском дворце молодежи.

С 1988 года представлял работы на многочисленных зарубежных выставках во Франции, США, Германии, Великобритании. В это же время небольшие коллекции работ входят в музейные и галерейные коллекции.

С 1991 по 1997 год сотрудничал с журналом «Кабинет», посвященным современному визуальному искусству.

В 1991 году стал членом Новой академии изящных искусств и обзавелся мастерской в расселенном и захваченном художниками доме на Пушкинской, 10, где в 1992 году создал цикл портретных работ «Другой Петербург». В этом же году стал членом Союза фотохудожников России, участвовал в первой выставке Союза, состоявшейся в Центральном доме художника в Москве.

С 1992 года — член Международной федерации художников при ЮНЕСКО (IFA).

С 1992 по 1993 год сотрудничал с группой художников«Митьки» в выпускаемом ими журнале «Митьки-газета».

В 1995–1997 годах работал с инфракрасной пленкой. В 1995 году создал группу «Пунктум» (Б. Смелов, М. Снигиревская, А. Соколов, А. Зеленский).

Трагически погиб 18 января 1998 года.

1973 Экспериментальная выставка графики и графики-фото. Психологический факультет  Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова

1974 Под парашютом. Квартирная выставка. Квартира поэта Константина Кузьминского, Ленинград

1975 Творческий отчет-выставка. Выборгский Дворец культуры, Ленинград

1977 XI International Salon of Photo Art. Bucharest (Диплом и золотая медаль)

1979 Персональная выставка. Квартира художницы Натальи Жилиной, Ленинград

1979 Всесоюзная выставка. Выставочный зал на Малой Грузинской, Москва

1981 В защиту В. Пореша. Квартирная выставка. Квартира художницы Н. Жилиной. Ленинград

1982 Первая выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград

1985 Вторая выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград

1985 Персональная выставка. Фотоклуб «Зеркало», Дворец культуры им. Карла Маркса, Ленинград

1986 Museum of Fine Art, Oxford

1986 Третья выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград

1988 Четвертая выставка творческой группы «Ленинград». Ленинградский дворец молодежи, Ленинград

1988 Say Cheese! Comptoir de la Photographie, Paris, France; Portfolio Gallery, London, GB

1988 Marie-Francoise Jauris Gallery, Paris

1988 Murray Forbes collection. Boston

1989 Say Cheese. Comptoir de la Photographie. Museum of Photographic Art, San Diego, USA; Музей кино, Москва

1989 Zwischen Elbe und Wolga, 16 Fotografen aus Osteuropa und der DDR. Städtische Galerie im Lenbachhaus, München (Каталог)

1989 Zwischen Elbe und Wolga. Haus am Kleistpark, Munich, West Berlin

1989 150 лет фотографии. Выставка, посвященная 150-летию фотографии. Центральный выставочный зал «Манеж», Москва

1990 Changing Reality. Corcoran Gallery of Art, Washington, USA (Каталог)

1991 Roy Boyd Gallery. Chicago

1991 Photo Manifesto. Photography of Perestroika. The former Grayhound Servis Terminal. Baltimor Fine Arts  Gallery, Long Island University. South Hempton (Каталог)

1991 Norton Dodge Collection. Zimmerli Art Museum, New Brunswick

1992 Первая выставка Союза фотохудожников России. Центральный дом художника, Москва

1993 Фотовыставка. Фотоцентр, Москва

1993 Kunstaustellung Korschembr. Düsseldorf

1994 Персональная выставка. Галерея «Борей», Санкт-Петербург

1994 Искусство современной фотографии. Россия. Украина. Беларусь. Центральный дом художника, Москва (Каталог)

1994 Петербург-94. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

1994 Selbstidentification. Positionen St. Petersburgen Kunst von 1970 bis heute. Ars Baltica, Kiel, Berlin

1994 Self-Identification. The Art of St. Petersburg 1970–1990. Oslo; Сопот (Каталог)

1995 Петербург. Выставка группы «Пунктум». Галерея фотоцентра «Kodak Shop Pro Photo», Санкт-Петербург

1995 Фото-Image Collection. Гуманитарный фонд «Свободная культура», «Пушкинская, 10» Санкт-Петербург

1995 To Be Сontinued. Выставка группы «Пунктум». Галерея «Борей», Санкт-Петербург

1996 Самоидентификация. Аспекты санкт-петербургского искусства 1970-х 1990-х годов. Государственный Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург (Каталог)

1996 Петербург-95. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

1996 Невская купель. Фестиваль «Мифы Петербурга». Галерея «Федор», Сестрорецк (Каталог)

1996 Russian Photographers. Renewal & Metamorphosis from the Late Soviet Erato the 1990s. The M.I.T. Museum, Cambridge

1996 100 years of the Finnish Art Society. Kunsthalle, Helsinki

1996 Митьки флоту. К трехсотлетию российского флота. Военно-морской музей, Санкт-Петербург

1997 Фотоэстафета: от Родченко до наших дней. Муниципальная галерея «А-3», Москва

1997 Northern Dream (CD-ROM Photo-Show) в рамках фестиваля Salut. St. Petersburg! World Financial Center, New York

1997 Петербург-96. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

1997 Russian Photographers. Renewal & Metamorphosis from the Late Soviet Era to the 1990s. Fishburg Art Museum

1998 Борис Смелов: ранние произведения. V Петербургская биеннале «Осенний фото-марафон». Галерея «Дельта», Санкт-Петербург

1998 Натюрморты Бориса Смелова. Галерея Митьки-ВХУТЕМАС, Санкт-Петербург

1998 Борис Смелов. Галерея «Дельта», Санкт-Петербург

1998 След тени. Драматические мотивы в петербургской фотографии. Выставочный зал Союза художников России, Санкт-Петербург

1998 Фото-арт. Фестиваль «Анатомия современного искусства Петербурга». Галерея «Арт-Коллегия», Санкт-Петербург

1999 Южный крест. Фестиваль «Мамина весна-99». Галерея «Мама», Санкт-Петербург

2000 Фотоimage5 лет. Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

2002 Черно-белый Петербург. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

2003 Современный Петербург глазами фотографов. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2004 Борис Смелов. Галерея «Катино». Санкт-Петербург

2006 Борис Смелов. Фотографии. Галерея «Фотосоюз», Москва

2006 Неизвестный Борис Смелов. Арт-центр «Пушкинская, 10», Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

2006 Paris Photo. Le Carrousel du Louvre, Paris

2007 Четвертый международный салон изящных искусств. Центральный выставочный зал «Манеж», Москва

2007 Арт-Москва 2007. Ежегодная международная ярмарка современного искусства. Центральный дом художника, Москва

2007 Итогигода. pARTner project Gallery, Москва

2008 Ленинградский фотоандеграунд. Государственный Русский музей, Строгановский дворец, Санкт-Петербург

2008 Арт-Москва 2008. Ежегодная международная ярмарка современного искусства. Центральный дом художника, Москва

2008 Contemporary Russian Art. Danubiana Meulensteen Art Museum, Bratislava; MODEM Centre for Modern and Contemporary Art, Debrecen

2008 Годовщина. pARTner project Gallery, Москва

2008 Чрево Казанского собора. Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

2009 Борис Смелов. Избранное. Фотография, графика. Галерея «Борей», Санкт-Петербург

2009 Борис Смелов. Ретроспектива. Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург

2010 Петербург Бориса Смелова. Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург

2012 Современная фотография из коллекции РОСФОТО. Борис Смелов. Дом кино, Санкт-Петербург

2012 Борис Смелов. Избранное. Frolov Gallery, Москва; Центр современного искусства «Винзавод», Москва

2017 70-е. Со_при_частность. Межмузейная художественная выставка, посвященная ленинградскому изобразительному искусству. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

2018 Зал Бориса Смелова. Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург

2019 Boris Smelov. Photography ‘60s-‘80s. Art Market, Budapest

2019 StayTrue. Immigration Soviet Photographyin the ‘70s-‘90s. Kiscelli Museum, Budapest

Докудина О. Молодые глаза и вечные истины //«Журналист», № 3, март. М., 1974

Ахломов В., Шустов В. К зрелости! // «Журналист», № 3, март. М., 1974

Невский А. Одухотворенность // «Советское фото», № 2. М.: «Советское фото», 1979

Басина М. Я. Сквозь сумрак белых ночей. Документальная повесть. Серия «По дорогим местам». Оформление Г. П. Губанова. Натурные фотографии Б. И. Смелов. Л.: «Детская литература», 1979

Ленинград. Искусство и архитектура.Фотоальбом. Отд. издания на рус. и англ. яз. Автор вступительной статьи Л.В. Успенский. Составители и художники альбома Г.П.Губанов и Л.А.Зыков.Л.: «Аврора», 1985

Круг. Сборник. Сост. Б. И. Иванов, Ю. В. Новиков. Фото Б. Смелов. Серия «Мастерская». Л.: «Советский писатель», ленинградское отделение, 1985

Ленинград. Альбом. Изд. второе. Сост. и художники: И.А. Лужина, И.В. Гордейчук. Авт.ст.: Л. В. Успенский. Л.: «Аврора», 1987

Zwischen Elbe und Wolga. 16 Fotografen aus Osteuropa und der DDR. Katalog. Heidelberg: Ed. Braus, ZANGO eV Fotoforum, Munich, 1988

Say Cheese! An Insight into Contemporary 1968–1988. Paris, Ed. du Comptoir de la Photographie, 1988

Минченко А. Разговор с самим собой? //«Смена», № 74, 30 марта. Л., 1988

Необходима Тайна. Интервью с Б. Смеловым // «Советское фото», № 10. М.: «Советское фото», 1988

Фото-89. Альманах. Под ред. Л. Ильиной-Козловской. М.: «Планета», 1989

Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. М.: «Искусство», 1989

Газоневщина. Газаневская культура о себе. В компиляции и редакции А. Басина. Фотографии Г. Приходько, Б. Смелова, Г. Виницкого, И. Иванова, В. Егорова,  И. Логинова. Л.-Иерусалим: ABUDALO, 1974–1989

Changing Reality: Recent Soviet Photography. Bendavid-Val, L. Corcoran Gallery of Art, Art Services International. Starwood Pub., Washington, 1991

US News World Report. July 15, 1991

Saint-Petersburg Alter. La Chaux-de-Fonds. Edition d‘ En Haut, 1993

Best of Graphics Photo II. Graphic Press Corp. Switzerland, 1993

Dictionnaire mondialde la photographie Larousse, 1994

Искусство современной фотографии. Россия. Украина. Беларусь. Каталог на рус. и англ. языках. Сост. Е. Березнер, В. Цыганков. Авт. ст.: Л. Бажанов, Е. Березнер, Т. Салзирн, В. Стигнеев. М.: AUTOPAN,  1994

Selbstidentification. Positionen St. Petersburgen Kunst von 1970 bis heute. Ars Baltica, Kiel, 1994

Образгорода. Борис Смелов // «Субъектив», № 1, 1995

Pulse Magazine, St. Petersburg, 1995

Митьки. Ретроспективная выставка к 10-летию движения. Русский музей, Санкт-Петербург, 1996

Самоидентификация. Аспекты санкт-петербургского искусства 1970-х 1990-х годов. Каталог. Государственный Русский музей, Фонд восстановления дворцов Русского музея, ARS BALTICA. Авт. ст.: А. Боровский, В. Перц. СПб.: «Сезар», 1996

Невская купель. Буклет выставки. Авт. ст.И. Степанова. Макет А. Китаев. СПб.: Изд. на средства авторов, 1996

100 имен в современном искусстве Санкт-Петербурга. — СПб: ЦСИ Дж. Сороса., 1997

След тени. Буклет. Авт. ст. А. Голенький. СПб., 1998

Благодатов Н. Он превращал простые стекляшки в драгоценности // «Пятница», № 4 (334). СПб., 1998

Глебов-Богданов Ф. Сны наяву Бориса Смелова // «Час пик», № 8 (9). СПб., 1998

Кривулин В. Памяти Бориса Смелова // «Новый мир искусства», № 2. СПб: «Новый мир искусства», 1998

Кривулин В. Голубь на могиле фотографа // «На дне», № 2 (35). СПб., 1998

Усов А. Город он снимал ночью и днем // «На дне», № 2 (35). СПб., 1998

Новиков Т. Борис Смелов // «Фото-Zoom», № 36 (156), сентябрь № 6. СПб., 1998

Свешников С. Борис Смелов // «АиФ-Петербург», № 5 (232). СПб., 1998

Сыпачова Е., Новиков Т. Еще один взгляд на творчество Бориса Смелова // «ФотоZoom», № 6. СПб., 1998

Оптимизм памяти. Ленинград 70-х. Фотоальбом, авт.-сост. В. А. Никитин, авт. ст.: В. А. Никитин, Б. Кудряков. СПб.: «Лимбус Пресс», 2000

Черно-белый Петербург / Black & White Petersburg. Сatalogue, Luke & A Gallery, London, 2002

Черно-белый Петербург. Альманах. Государственный Русский музей. СПб.: Palace Editions, 2003

Две воды. Санкт-Петербург. Фотоальбом. СПб.: «Слеза», 2003

Уралов И., Важова М. Петербург. Наедине с собой. Петербургский слиток. В 3 кн.: 1 кн.: «Белая»; 2 кн. «Серебряная»; 3 кн. «Золотая». СПб.: «Нева», 2003

Уралов И., Важова М. Петербург. Тревожный город. Петербургский слиток. В 3 кн.: 2 кн. «Серебряная». СПб.: «Нева», 2003

Вальран В. Н. Ленинградский андеграунд: Живопись, фотография, рок-музыка. «Петербургские исторические записки. Вып. 5. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2003

Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894–1994. Очерки истории отечественной фотографии. М.: «Либроком», 2005

Ленинградский андеграунд // «Фото», № 1. 2005

Герои ленинградской культуры. 1950–1980-е. Сост. Л. Скобкина. СПб.: «Тетра», 2005

Фотоэстафета от Родченко до наших дней. Страницы истории советской и современной российской фотографии. Авт. ст.: Ю. Рыбчинский, Э. Гладков. М.: Московский дом фотографии, 2006

Китаев А. Субъектив. Фотограф о фотографии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006

Подольский Н. Борис Смелов // «Потребитель», № 4. М.: 2006

Подольский Н. Борис Смелов // Фотокамеры и видеотехника, № 33. 2006

Boris Smelov. Piter. Carnets de Rhinoceros, Paris, 2007

Борис Смелов. pARTner project Gallery. М.: «pARTner project», 2007

Ленинградский фотоандеграунд. Альманах, № 185. Авт.-составитель и авт. ст. В. Вальран. СПб.: Palace Editions, 2007

Хайров Ш. Неизвестный Смелов.  Интервью с М. Снигиревской и А. Соколовым // «Цифровик», № 9, сентябрь. СПб., 2008

Флоренский А. Про Борю Смелова // «Цифровик», № 9, сентябрь. СПб., 2008

Борис Смелов. Ретроспектива. Каталог. Отдельные изд. на рус. и англ. яз. Вступит. слово В. Матвиенко, М. Б. Пиотровского, В. Ю. Фролова. Авт. ст.: А. Ипполитов, Д. Гэллоуэй, А. Китаев; Издательство KERBER, Германия, 2009

Вальран В. Борис Смелов. Фотографии // «Цифровик», № 10, октябрь. СПб., 2009

Смелов. Эрмитаж. Слово куратора. Интервью с А. Ипполитовым // «Цифровик», № 10, октябрь. СПб., 2009

Борис Смелов. Избранное: фотография, графика. Каталог. Авт ст.: В. Вальран, А. Барзах / А. Драгомощенко, Б. Кудряков, Н. Матренин, В. Савчук, А. Секацкий. — СПб.: галерея «Борей», 2009

Русcкий мiръ. Пространство и время русской культуры. Альманах. № 4. Савчук В. Космизм фотонатюрмортов Бориса Смелова. СПб.: «Русская культура», 2010

Contemporary Russian Photography. E. Berezner, I. Chmyreva, N. Tarasova and W. Watriss, Foto Fest 2012, Houston, 2012

Подольский Н. Ген художника в фотографической реальности. Эссе о художественной фотографии. СПб.: «Лимбус Пресс», 2013

Бродский И. Полторы комнаты. Пер. М. Немцова. Фотографии Б. Смелова. СПб.: «Лениздат», Книжная лаборатория, 2015

Живые, или беспокойники города Питера. Сборник. Авт. ст.: В. Рекшан, П. Крусанов, Н. Подольский. СПб.: «Лимбус Пресс», 2016

Red Horizon — Contemporary Аrt and Photography in the USSR and Russia, 1960–2010. — The Columbus Museum of Аrt, USA, 2017

70-е. Со_при_частность. Межмузейная художественная выставка, посвященная ленинградскому изобразительному искусству. Каталог. Спб.: Центральный выставочный зал «Манеж», 2017

Курбанова Е. Борис Смелов // FotoСфера. Журнал о современной фотографии, март-апрель. СПб.: ООО «Технология Рекламы», 2018

 

UNESCO

Corcoran Gallery, Washington

Rapho, Paris, France

Zimmerli Art Museum,USA

Museum of Contemporary Photography (MoCP), Chicago

Московский музей современного искусства (ММСИ), Москва

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

Вернуться

Фотография не найдена

Поделиться ссылкой на выделенное