Светлана Тимофеева

Мир светом сказочным залит

 

Свет в фотографиях Светланы Тимофеевой имеет особое значение. Этимология слова «фотография» (буквально — «рисую светом») в ее работах становится предельно наглядной. Содержание почти каждой фотографии сводится к тому — или, точнее, определяется тем — что на ней зафиксировано существование света в пространстве. В каждом снимке это существование уникально, и фотография здесь является самым точным инструментом для того, чтобы сохранить то краткое состояние, когда свет освещает мир, как в первый день творения. Выбрав природный пейзаж главным жанром своего творчества, автор каждый раз ищет и сохраняет с помощью камеры свет солнца, пробивающийся из-за туч, туманную дымку или закатные последние лучи так, как будто ничего этого не существовало до фотографии. Это умение увидеть через камеру мир как будто впервые делает фотографический стиль Тимофеевой по-настоящему уникальным. Фотографии, представленные на выставке, созданы в 70–80-х годах, когда мейнстримом для отечественной фотографии был интерес к социальной жизни. У Тимофеевой этого нет: все ее фотографии — это пейзажи, причем не городские. Она выбирает такие сюжеты, где влияние человека на мир минимально, и если в ее снимках и присутствуют люди, то чаще всего они даны на общем плане, встроенные в пейзаж. Эта неразделенность человека и природы, с одной стороны, вызывает в памяти концепции взаимоотношений человека и природы, присущие романтикам XIX века, с другой — отвечает важной для культуры 70–80-х годов теме уходящего разрушающегося традиционного деревенского мира. Но Тимофеева не критикует существующую реальность; в ее фотографии снята сама проблема противостояния. Человек в ее фотографическом мире — наблюдатель волшебного света, заливающего мир. Это возвышенное отношение к миру диктует особый масштаб композиции в фотографии. Почти всегда это широкие панорамы, взгляд сверху или издалека. В тонких градациях серого, в контрастах между темным и светлым детали не важны, и снимки по минималистической выразительности напоминают графику.

Весь корпус работ Светланы Тимофеевой — по сути, бесконечно разнообразные вариации одного сюжета. И в этом особое свойство творчества автора, его особая возвышенность и музыкальность.

 

Илья Пилипенко


Светлана Тимофеева

Светлана Михайловна Тимофеева родилась в 1938 году в Ленинграде. В 1960 году окончила Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова по специальности «географ-геоморфолог». С 1960 по 1965 год работала геологом в Магаданской области. С 1966 по 1979 год была сотрудником Географического общества СССР. В 1970 году поступила на факультет Рабочих корреспондентов Университета общественных профессий Дворца культуры им. С. М. Кирова. Окончив его в 1971 году, стала активно заниматься фотографией. В 1970–1971 году посещала встречи фотоклуба Дворца культуры им. С. М. Кирова. В 1971 году представила одну работу на всесоюзном фотоконкурсе в Улан-Уде и получила первую награду ― золотую медаль. С 1971 года была членом городского фотоклуба Выборгского дворца культуры. С 1972 года принимала участие в городских, региональных, всесоюзных и международных выставках и конкурсах. В 1975 году в Обществе фотоискусства Марийской ССР прошла ее первая персональная выставка. В 1979 году вместе с рядом других авторов Тимофеева покинула ВДК и вошла в состав вновь образованного клуба «Дружба» Дома дружбы с народами зарубежных стран. С 1979 по 2014 год — преподаватель кафедры кино и фотоискусства Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской, сегодня Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. С начала 1980-х по приглашению фотоклубов и фотографических обществ много ездит по СССР, проводит творческие встречи, демонстрирует на выставках авторскую коллекцию и много фотографирует. В 1982 году входит в члены творческой группы «Ленинград», с которой выставляется до 1988 года. В 1985 году после прекращения деятельности фотоклуба «Дружба» по идеологическим причинам перешла в фотоклуб «Нева» Дворца культуры им. А. М. Горького, становится его председателем. В 1990 году стала членом Союза фотохудожников СССР. С 1991 года — член Союза фотохудожников России. В 1995 году была удостоена стипендии Союза фотохудожников России от Министерства культуры РСФСР. За 50 лет творческой деятельности фотоработы Тимофеевой демонстрировались на более чем 180 выставках, участвовали в более чем 120 фотоконкурсах, в которых завоевали более 80 призов, в том числе золотые, серебряные и бронзовые медали. В 2014 году в Санкт-Петербурге в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО состоялась ретроспективная выставка ее работ, созданных в период с 1971 по 2013 год. Обладатель звания «Почетный член Союза фотохудожников России»

 

 

В фотографию я вошла сразу, без длительного, как это часто бывает, «периода врастания» и вот уже много лет верна своей главной теме — пейзажу.

Самое интересное для меня в фотографии — это миг фиксации изображения, когда я ищу точку съемки, определяю границы кадра, строю композицию.

В своих работах я прежде всего хочу передать свои ощущения, свое восприятие снимаемого. И в этом смы­сле пейзаж, пожалуй, самый нелегкий фотографический жанр. Уж слишком велик соблазн скопировать приро­ду. Но еще великий Адамс сказал: «… Красоты приносят прибыль, природа внушает благоговение». Главное — в нашем отношении к природе. Поэтому создать эффект присутствия, вызвать у зрителя ощущение живой натуры, остается первой и, пожалуй, самой сложной задачей.

Для меня очень важен вопрос выбора точки съемки и характерного для того или иного пейзажа момента, который выражает его суть.

Современный пейзаж все чаще испытывает осо­бую симпатию к фрагментарному видению, он нередко укрупняется, детализируется. Я же предпочитаю снимать не уголок природы, но образ Земли.

Небо для меня важнейший элемент каждого сним­ка. Небо и тучи позволяют передать состояние природы, ее настроение и, конечно, удивительный свет, который превращает обыкновенный мотив в незабываемую сво­ими световыми переливами картину.

Все, что сделано мною до сих пор, это, по сущест­ву, подступы к главной книге, которую, в сущности, я создаю всю свою жизнь и которую хотелось бы назвать «Пейзажи России».

Но особенно близки и дороги мне пейзажи Рус­ского Севера. Суровая и неброская красота Северного края особенно волнует меня, и я всегда ощущала ее как Родину духа.

Тихие, незаметные картины северной природы дают возможность счастливого единения человека с при­родой, чего каждому из нас так не хватает сейчас.

 

Светлана Тимофеева

1975 — Общество фотоискусства Марийской ССР. Йошкар-Ола

1976 — Географическое общество СССР. Ленинград

1977 — Редакция журнала «Советское фото». Москва

1979 — Общество фотоискусства Литовской ССР. Каунас

1979 — Общество фотоискусства Литовской ССР. Вильнюс

1980 — Дом-музей М. А. Волошина. Коктебель

1982 — Общество фотоискусства Латвийской ССР. Рига

1985 — Народная фотостудия «Минск». Минск

1986 — Союз журналистов СССР. Творческая студия «Океан», Владивосток

1987 — Калининградский фотоклуб. Калининград

1987 — Союз журналистов СССР. Казань

1987 — Народная фотостудия «Пермь». Пермь

1988 — Народная фотостудия «Гомель». Гомель

1989 — Народная фотостудия «Полюс». Петрозаводск

1989 — Народная фотостудия «Набережные Челны». Набережные Челны

1990 — Союз фотохудожников России. Чебоксары

1990 — Народная фотостудия «Каменный пояс». Челябинск

1991 — Народная фотостудия. Елец–Липецк

1992 — Международная фотографическая экспеди­ция. Москва–Уфа

1993 — Юбилей Института культуры им. Н. К. Крупской. Дворец спорта «Юбилейный», Санкт-Петербург

1994 — Народная фотостудия «Вятка». Киров

1995 — Союз фотохудожников России. Венеция–Флоренция

1997 — Фотовыставка. Студенческий фестиваль имени Дзиги Вертова. Дом кино, Санкт-Петербург

1998 — Юбилейная выставка Санкт-Петербургского госу­дарственного университета культуры. Дворец спорта «Юбилейный», Санкт-Петербург

1998 — Выставка стипендиатов Союза фотохудожни­ков России. Москва

1999 — Галерея «Русское поле». Москва

2000 — Союз журналистов СССР. Дом журналиста, Санкт-Петербург

2005 — Субъективный пейзаж. Музей истории фотографии, Санкт-Петербург

2008 — Юбилейная выставка. Галерея «Рахманинов дворик», Санкт-Петербург

2009 — Галерея Аrs Маgna. Санкт-Петербург

2013 ― Светлана Тимофеева. Пейзажи. Ретроспективная выставка. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО. Санкт-Петербург

2018 ― Pour FéLiciter. КвARTирник / Творческая Лаборатория Натали Бэг, Санкт-Петербург

2019 ― Мелодии ладожских шхер. Галерея «ZERNO», Санкт-Петербург

1971 — «О времени и о себе». Всесоюзная выставка-конкурс. Улан-Удэ. Дипломант

1974 — Zlatno Oko’75. XIV Salon Fotografija I Dijapozitiva. Novi Sad, Jugoslavija

1976 — «Ленинград строит, трудится, живет». Городская фотовыставка. Ленинград

1976 — «Ассфото-76». Международная выставка. Москва

1977 — «Снимают женщины». Международная выставка художественной фотографии. Рига

1977 — Всероссийская выставка художественной фотографии в рамках Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Москва

1977 — «О времени, о себе». Выставка ленинградских журналистов, посвященная 60-летию Великой Ок­тябрьской социалистической революции. Ленинград

1977 — Всесоюзная выставка фотолюбителей. Москва

1978 — «Прекрасное рядом с нами». Всесоюзный фотоконкурс. Редакция журнала «Советское фото», Москва

1979 — «Янтарный край». Межреспубликанская выставка художественной фо­тографии. Рига

1979 — «Bifota». 7. Berliner Internationale Fotoausstellung. Austellungszentrum am Fernsehturm, Berlin

1980 — «20 фото­мастеров». Выставка лучших авторских коллекций. Рязань

1980 — Выставка художественной фотографии ленинградских фотомастеров. Кинотеатр «Балтика», Ленинград

1981 — «Портрет современника». Шауляй

1982 — Первая выставка творческой группы «Ленинград». Дворец молодежи, Ленинград

1983 — «Глазами северян». Международная межклубная выставка. Мурманск

1983 — «Отечество». Всесоюзная выставка-конкурс. Москва

1984 — «Фотообъектив и жизнь». Москва

1985 — 40 лет Победы. ВДНХ. Москва

1985 — Международная межклубная выставка художественной фотографии. Фотосалон «Узвара», Бауска. Золотая медаль

1987 — «Мастера ленинградской фотографии». Союз жур­налистов, Москва

1987 — Современная советская фотография. США

1987 — Всероссийская выставка фотолюбителей. Москва. Лауреат

1988 — Выставка работ творческой группы «Ленинград». Польша

1989 — Четвертая аналитическая выставка фотографий. Йошкар-Ола–Чебоксары

1989 — «Пермь-1989». Всесоюзная выставка фотоискусства. Пермь

1989 — Международная выставка, посвященная 150-летию фотографии. Рига

1989 — «15 мастеров русской и советской фотогра­фии». Выставка, посвященная 150-летию фотографии. Минск

1991 — «Искусство фотографии». Всесоюзная выставка. ВДНХ, Москва. Бронзовая медаль

1991 — Первая выставка Союза фотохудожников России. Москва–Смоленск

1995 — «Petersburg». Paris Photo. Foire internationale de photographie contemporaine. Paris

1998 — Выставка стипендиатов Союза фотохудожни­ков России. Москва

1999 — «Фотографируют жен­щины». Пятая международная выставка. Москва–Смоленск

Светлана Тимофеева. Каталог. Вступит. ст. Г. Бинде. ― Рига: Центральный клуб полиграфистов, 1982

Человек и лес’83. Межклубная тематическая выставка художественной фотографии. Каталог. Вст. ст. и афиша: Л. Тарнопольский. Эмблема выставки, диплом и худ. оформление каталога: И. Хавин. ― Гомель: «Полеспечать», 1983

Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии ― М.: «Искусство», 1989

Фототворчество России. История, развитие и современное состояние фотолюбительства. Сост.: А. Баскаков. Авт. ст.: В. Стигнеев. Худ.: Л. Клодт. ― М.: «Планета», 1990

Светлана Тимофеева. Пейзаж. Каталог. Авт. ст.: Г. Кокарс, И. В. Лебедев, С. М. Тимофеева. ― СПб.: СПбОО «А-Я», 2013

Дом-музей Максимилиана Волошина. Коктебель

Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург

Музей фотографических коллекций. Москва

Музей истории фотографии. Санкт-Петербург

Latvian Museum of Photography. Riga

Fotografijos muziejaus. Šiaulių, Lietuva

Corcoran Gallery. Washington

Gamma-Rapho Agency. Paris, France

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Вернуться

Фотография не найдена

Поделиться ссылкой на выделенное