В тайге
Карпаты, 1987
Пейзаж с белой лошадью
Беломорье, 1992
Мир светом сказочным залит
Коктебель, 1985
Сказание о невидимом граде Китеже
1976
Коктебель
1986
Карадаг
1978
Памирские встречи
Памир, 1976
Прощание с Коктебелем. Памяти Максимилиана Волошина
Отлив
Беломорье, 1990
Дорога к солнцу
Карпаты, 1974
На Волге
1984
Летний вечер
Урусово, 1988
Ворзогоры
Северный мотив
1973
Дом в тумане
2003
Поле
Карпаты, 1973
Русское поле
Урусово, 1985
Памирские дали
День новый просыпается
1974
Закат
1980‑е
Север. Вечер
Бухта Миноносок
1987
Осень
Дельтаплан
Коктебель, 1987
Ладога, из цикла
1980 - 2007
Березы
1979
Два брата
Приморье, 1988
Купание коня
Старая Ладога
1998
Лесной пожар
1980
Вечер
Латвия, 1985
Перед грозой
Свет в фотографиях Светланы Тимофеевой имеет особое значение. Этимология слова «фотография» (буквально — «рисую светом») в ее работах становится предельно наглядной. Содержание почти каждой фотографии сводится к тому — или, точнее, определяется тем — что на ней зафиксировано существование света в пространстве. В каждом снимке это существование уникально, и фотография здесь является самым точным инструментом для того, чтобы сохранить то краткое состояние, когда свет освещает мир, как в первый день творения. Выбрав природный пейзаж главным жанром своего творчества, автор каждый раз ищет и сохраняет с помощью камеры свет солнца, пробивающийся из-за туч, туманную дымку или закатные последние лучи так, как будто ничего этого не существовало до фотографии. Это умение увидеть через камеру мир как будто впервые делает фотографический стиль Тимофеевой по-настоящему уникальным. Фотографии, представленные на выставке, созданы в 70–80-х годах, когда мейнстримом для отечественной фотографии был интерес к социальной жизни. У Тимофеевой этого нет: все ее фотографии — это пейзажи, причем не городские. Она выбирает такие сюжеты, где влияние человека на мир минимально, и если в ее снимках и присутствуют люди, то чаще всего они даны на общем плане, встроенные в пейзаж. Эта неразделенность человека и природы, с одной стороны, вызывает в памяти концепции взаимоотношений человека и природы, присущие романтикам XIX века, с другой — отвечает важной для культуры 70–80-х годов теме уходящего разрушающегося традиционного деревенского мира. Но Тимофеева не критикует существующую реальность; в ее фотографии снята сама проблема противостояния. Человек в ее фотографическом мире — наблюдатель волшебного света, заливающего мир. Это возвышенное отношение к миру диктует особый масштаб композиции в фотографии. Почти всегда это широкие панорамы, взгляд сверху или издалека. В тонких градациях серого, в контрастах между темным и светлым детали не важны, и снимки по минималистической выразительности напоминают графику.
Весь корпус работ Светланы Тимофеевой — по сути, бесконечно разнообразные вариации одного сюжета. И в этом особое свойство творчества автора, его особая возвышенность и музыкальность.
Илья Пилипенко
Неизвестный автор
Фотограф Светлана Тимофеева
Ленинград, 1976
Из архива автора выставки
Светлана Михайловна Тимофеева родилась в 1938 году в Ленинграде. В 1960 году окончила Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова по специальности «географ-геоморфолог». С 1960 по 1965 год работала геологом в Магаданской области. С 1966 по 1979 год была сотрудником Географического общества СССР. В 1970 году поступила на факультет Рабочих корреспондентов Университета общественных профессий Дворца культуры им. С. М. Кирова. Окончив его в 1971 году, стала активно заниматься фотографией. В 1970–1971 году посещала встречи фотоклуба Дворца культуры им. С. М. Кирова. В 1971 году представила одну работу на всесоюзном фотоконкурсе в Улан-Уде и получила первую награду ― золотую медаль. С 1971 года была членом городского фотоклуба Выборгского дворца культуры. С 1972 года принимала участие в городских, региональных, всесоюзных и международных выставках и конкурсах. В 1975 году в Обществе фотоискусства Марийской ССР прошла ее первая персональная выставка. В 1979 году вместе с рядом других авторов Тимофеева покинула ВДК и вошла в состав вновь образованного клуба «Дружба» Дома дружбы с народами зарубежных стран. С 1979 по 2014 год — преподаватель кафедры кино и фотоискусства Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской, сегодня Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. С начала 1980-х по приглашению фотоклубов и фотографических обществ много ездит по СССР, проводит творческие встречи, демонстрирует на выставках авторскую коллекцию и много фотографирует. В 1982 году входит в члены творческой группы «Ленинград», с которой выставляется до 1988 года. В 1985 году после прекращения деятельности фотоклуба «Дружба» по идеологическим причинам перешла в фотоклуб «Нева» Дворца культуры им. А. М. Горького, становится его председателем. В 1990 году стала членом Союза фотохудожников СССР. С 1991 года — член Союза фотохудожников России. В 1995 году была удостоена стипендии Союза фотохудожников России от Министерства культуры РСФСР. За 50 лет творческой деятельности фотоработы Тимофеевой демонстрировались на более чем 180 выставках, участвовали в более чем 120 фотоконкурсах, в которых завоевали более 80 призов, в том числе золотые, серебряные и бронзовые медали. В 2014 году в Санкт-Петербурге в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО состоялась ретроспективная выставка ее работ, созданных в период с 1971 по 2013 год. Обладатель звания «Почетный член Союза фотохудожников России»
В фотографию я вошла сразу, без длительного, как это часто бывает, «периода врастания» и вот уже много лет верна своей главной теме — пейзажу. Самое интересное для меня в фотографии — это миг фиксации изображения, когда я ищу точку съемки, определяю границы кадра, строю композицию. В своих работах я прежде всего хочу передать свои ощущения, свое восприятие снимаемого. И в этом смысле пейзаж, пожалуй, самый нелегкий фотографический жанр. Уж слишком велик соблазн скопировать природу. Но еще великий Адамс сказал: «… Красоты приносят прибыль, природа внушает благоговение». Главное — в нашем отношении к природе. Поэтому создать эффект присутствия, вызвать у зрителя ощущение живой натуры, остается первой и, пожалуй, самой сложной задачей. Для меня очень важен вопрос выбора точки съемки и характерного для того или иного пейзажа момента, который выражает его суть. Современный пейзаж все чаще испытывает особую симпатию к фрагментарному видению, он нередко укрупняется, детализируется. Я же предпочитаю снимать не уголок природы, но образ Земли. Небо для меня важнейший элемент каждого снимка. Небо и тучи позволяют передать состояние природы, ее настроение и, конечно, удивительный свет, который превращает обыкновенный мотив в незабываемую своими световыми переливами картину. Все, что сделано мною до сих пор, это, по существу, подступы к главной книге, которую, в сущности, я создаю всю свою жизнь и которую хотелось бы назвать «Пейзажи России». Но особенно близки и дороги мне пейзажи Русского Севера. Суровая и неброская красота Северного края особенно волнует меня, и я всегда ощущала ее как Родину духа. Тихие, незаметные картины северной природы дают возможность счастливого единения человека с природой, чего каждому из нас так не хватает сейчас. Светлана Тимофеева
В фотографию я вошла сразу, без длительного, как это часто бывает, «периода врастания» и вот уже много лет верна своей главной теме — пейзажу.
Самое интересное для меня в фотографии — это миг фиксации изображения, когда я ищу точку съемки, определяю границы кадра, строю композицию.
В своих работах я прежде всего хочу передать свои ощущения, свое восприятие снимаемого. И в этом смысле пейзаж, пожалуй, самый нелегкий фотографический жанр. Уж слишком велик соблазн скопировать природу. Но еще великий Адамс сказал: «… Красоты приносят прибыль, природа внушает благоговение». Главное — в нашем отношении к природе. Поэтому создать эффект присутствия, вызвать у зрителя ощущение живой натуры, остается первой и, пожалуй, самой сложной задачей.
Для меня очень важен вопрос выбора точки съемки и характерного для того или иного пейзажа момента, который выражает его суть.
Современный пейзаж все чаще испытывает особую симпатию к фрагментарному видению, он нередко укрупняется, детализируется. Я же предпочитаю снимать не уголок природы, но образ Земли.
Небо для меня важнейший элемент каждого снимка. Небо и тучи позволяют передать состояние природы, ее настроение и, конечно, удивительный свет, который превращает обыкновенный мотив в незабываемую своими световыми переливами картину.
Все, что сделано мною до сих пор, это, по существу, подступы к главной книге, которую, в сущности, я создаю всю свою жизнь и которую хотелось бы назвать «Пейзажи России».
Но особенно близки и дороги мне пейзажи Русского Севера. Суровая и неброская красота Северного края особенно волнует меня, и я всегда ощущала ее как Родину духа.
Тихие, незаметные картины северной природы дают возможность счастливого единения человека с природой, чего каждому из нас так не хватает сейчас.
Светлана Тимофеева
1975 — Общество фотоискусства Марийской ССР. Йошкар-Ола
1976 — Географическое общество СССР. Ленинград
1977 — Редакция журнала «Советское фото». Москва
1979 — Общество фотоискусства Литовской ССР. Каунас
1979 — Общество фотоискусства Литовской ССР. Вильнюс
1980 — Дом-музей М. А. Волошина. Коктебель
1982 — Общество фотоискусства Латвийской ССР. Рига
1985 — Народная фотостудия «Минск». Минск
1986 — Союз журналистов СССР. Творческая студия «Океан», Владивосток
1987 — Калининградский фотоклуб. Калининград
1987 — Союз журналистов СССР. Казань
1987 — Народная фотостудия «Пермь». Пермь
1988 — Народная фотостудия «Гомель». Гомель
1989 — Народная фотостудия «Полюс». Петрозаводск
1989 — Народная фотостудия «Набережные Челны». Набережные Челны
1990 — Союз фотохудожников России. Чебоксары
1990 — Народная фотостудия «Каменный пояс». Челябинск
1991 — Народная фотостудия. Елец–Липецк
1992 — Международная фотографическая экспедиция. Москва–Уфа
1993 — Юбилей Института культуры им. Н. К. Крупской. Дворец спорта «Юбилейный», Санкт-Петербург
1994 — Народная фотостудия «Вятка». Киров
1995 — Союз фотохудожников России. Венеция–Флоренция
1997 — Фотовыставка. Студенческий фестиваль имени Дзиги Вертова. Дом кино, Санкт-Петербург
1998 — Юбилейная выставка Санкт-Петербургского государственного университета культуры. Дворец спорта «Юбилейный», Санкт-Петербург
1998 — Выставка стипендиатов Союза фотохудожников России. Москва
1999 — Галерея «Русское поле». Москва
2000 — Союз журналистов СССР. Дом журналиста, Санкт-Петербург
2005 — Субъективный пейзаж. Музей истории фотографии, Санкт-Петербург
2008 — Юбилейная выставка. Галерея «Рахманинов дворик», Санкт-Петербург
2009 — Галерея Аrs Маgna. Санкт-Петербург
2013 ― Светлана Тимофеева. Пейзажи. Ретроспективная выставка. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО. Санкт-Петербург
2018 ― Pour FéLiciter. КвARTирник / Творческая Лаборатория Натали Бэг, Санкт-Петербург
2019 ― Мелодии ладожских шхер. Галерея «ZERNO», Санкт-Петербург
1971 — «О времени и о себе». Всесоюзная выставка-конкурс. Улан-Удэ. Дипломант
1974 — Zlatno Oko’75. XIV Salon Fotografija I Dijapozitiva. Novi Sad, Jugoslavija
1976 — «Ленинград строит, трудится, живет». Городская фотовыставка. Ленинград
1976 — «Ассфото-76». Международная выставка. Москва
1977 — «Снимают женщины». Международная выставка художественной фотографии. Рига
1977 — Всероссийская выставка художественной фотографии в рамках Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Москва
1977 — «О времени, о себе». Выставка ленинградских журналистов, посвященная 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ленинград
1977 — Всесоюзная выставка фотолюбителей. Москва
1978 — «Прекрасное рядом с нами». Всесоюзный фотоконкурс. Редакция журнала «Советское фото», Москва
1979 — «Янтарный край». Межреспубликанская выставка художественной фотографии. Рига
1979 — «Bifota». 7. Berliner Internationale Fotoausstellung. Austellungszentrum am Fernsehturm, Berlin
1980 — «20 фотомастеров». Выставка лучших авторских коллекций. Рязань
1980 — Выставка художественной фотографии ленинградских фотомастеров. Кинотеатр «Балтика», Ленинград
1981 — «Портрет современника». Шауляй
1982 — Первая выставка творческой группы «Ленинград». Дворец молодежи, Ленинград
1983 — «Глазами северян». Международная межклубная выставка. Мурманск
1983 — «Отечество». Всесоюзная выставка-конкурс. Москва
1984 — «Фотообъектив и жизнь». Москва
1985 — 40 лет Победы. ВДНХ. Москва
1985 — Международная межклубная выставка художественной фотографии. Фотосалон «Узвара», Бауска. Золотая медаль
1987 — «Мастера ленинградской фотографии». Союз журналистов, Москва
1987 — Современная советская фотография. США
1987 — Всероссийская выставка фотолюбителей. Москва. Лауреат
1988 — Выставка работ творческой группы «Ленинград». Польша
1989 — Четвертая аналитическая выставка фотографий. Йошкар-Ола–Чебоксары
1989 — «Пермь-1989». Всесоюзная выставка фотоискусства. Пермь
1989 — Международная выставка, посвященная 150-летию фотографии. Рига
1989 — «15 мастеров русской и советской фотографии». Выставка, посвященная 150-летию фотографии. Минск
1991 — «Искусство фотографии». Всесоюзная выставка. ВДНХ, Москва. Бронзовая медаль
1991 — Первая выставка Союза фотохудожников России. Москва–Смоленск
1995 — «Petersburg». Paris Photo. Foire internationale de photographie contemporaine. Paris
1999 — «Фотографируют женщины». Пятая международная выставка. Москва–Смоленск
Светлана Тимофеева. Каталог. Вступит. ст. Г. Бинде. ― Рига: Центральный клуб полиграфистов, 1982
Человек и лес’83. Межклубная тематическая выставка художественной фотографии. Каталог. Вст. ст. и афиша: Л. Тарнопольский. Эмблема выставки, диплом и худ. оформление каталога: И. Хавин. ― Гомель: «Полеспечать», 1983
Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии ― М.: «Искусство», 1989
Фототворчество России. История, развитие и современное состояние фотолюбительства. Сост.: А. Баскаков. Авт. ст.: В. Стигнеев. Худ.: Л. Клодт. ― М.: «Планета», 1990
Светлана Тимофеева. Пейзаж. Каталог. Авт. ст.: Г. Кокарс, И. В. Лебедев, С. М. Тимофеева. ― СПб.: СПбОО «А-Я», 2013
Дом-музей Максимилиана Волошина. Коктебель
Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург
Музей фотографических коллекций. Москва
Музей истории фотографии. Санкт-Петербург
Latvian Museum of Photography. Riga
Fotografijos muziejaus. Šiaulių, Lietuva
Corcoran Gallery. Washington
Gamma-Rapho Agency. Paris, France
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: