Темы

сельская жизнь
семья
портрет
тихая жизнь

Для горожанина, приезжавшего летом в отпуск в деревню, ее жизнь открывалась через контрастные представления, сформированные кинофильмами, литературными произведениями, изобразительным искусством и скорректированные средствами массовой информации и индивидуальным опытом. Всматриваясь сегодня в снимки сельской жизни, сделанные Борисом Михалевкиным в период с 1965 по 2007 год, понимаешь, что через них возможно увидеть и пережить многое из того, что определяло то навсегда ушедшее время. Сюжеты шестидесятых наполнены тихой грустью, усиливаемой наигрышем гармони. Атмосфера застойных семидесятых и первой половины восьмидесятых годов пронизана непременными думами об угасании деревни. Глядя на эти фотографии, можно окунуться в оживающую летом, насыщенную повседневными хлопотами сельскую жизнь, в которую на короткое время вплетаются голоса и культура городских жителей. Понятным становится и то, что сельская жизнь снята автором с позиции честного наблюдателя, бескомпромиссно ретранслирующего эмоции от увиденного,  пережитого, и факты. Схваченные  документально, без прикрас, снимки повествуют о деревенском круговороте повседневности с сенокосами, свадьбами, заготовками, поездками в город и обратно, терпеливым ожиданием внуков, подвоза продуктов и, кажется, никогда не отступающим одиночеством стариков. Результат этой начатой автором 30 лет назад съемки сегодня воспринимается завершенным авторским произведением, где нет ни одной лишней или фальшивой визуальной ноты.

Портретный жанр представлен в творчестве Бориса Михалевкина широко и стилистически разнообразно. Уже в снимке «Строптивица» 1965 года проступают наметки характерной для автора образности, в дальнейшем определившей яркую самобытную эстетику его произведений. Контраст между юным лицом девушки и растрескавшейся фактурной поверхностью древесины с годовыми кольцами наталкивает зрителя на мысли о юности и старости, воспоминания о светлых моментах детства и годах прожитой жизни. Снимок сразу же был замечен зрителями и в дальнейшем неоднократно участвовал в выставках и конкурсах. По портретному ряду хорошо видно, как разнообразно подходит автор к визуализации своих размышлений о жизни человека в 1960-х ― 1970-х годах. Его психологические портреты рассказывают о судьбах безымянных людей. Запечатленные в обыденных ситуациях герои не думают о позировании. Они вступают с автором в молчаливый диалог, делятся с ним своим жизненным опытом. В восьмидесятых стилистика портретов меняется. Персонажами снимков становятся известные в это время люди: писатели, музыканты, актеры, фотографы и художники. Здесь автору важнее самому найти и раскрыть образ героев, пропустив его через свой опыт. Так происходит с портретом Мариам Рудовой из серии «Женщины блокадного Ленинграда» (1985). Борис Михалевкин опирается в создании серии наличные воспоминания о жизни в блокадном Ленинграде. Выстраивая снимок в темной тональности, автор воссоздает тревожную атмосферу блокадной зимы. В строгом композиционном решении снимка основной акцент сделан на лице героини и нотных страницах в ее руках. Нотные листы вторят прямоугольнику окна, размытый вид из которого срабатывает как пауза, заставляя на миг задуматься о пережитом. Думается, основное достоинство портретов работы Бориса Гавриловича

Человек, впервые взявший в руки фотоаппарат, как бы заново открывает мир, наполняет его всем, что ему по-настоящему близко, населяет образами близких людей.Внезапно соприкоснувшись с фотографией в начале шестидесятых годов, Борис Михалевкин, как многие фотолюбители этого времени, стремившиеся к образному восприятию действительности, оставляет домашние снимки за рамками фотографического искусства, скрывая их в недрах семейного архива. И лишь автопортреты, сделанные в безыскусной манере, ненавязчиво отсылают нас к личной жизни автора. Позднее, в восьмидесятых годах, подросшие дети становятся главными героями его знаковых снимков. Помогает этому вольная жизнь в деревне, которая раскрепощает моделей, подталкивает их к игре на камеру. В фотографиях этого времени граница между частным и общественным становится максимально прозрачной. Так за искренними, честными портретами дочерей в снимке «После баньки» угадывается гипертекст официальной жизни страны ― ее событий, свершений, героев. Эта двойственность характерна для всех снимков на эту тему, сделанных в восьмидесятых. Автор противопоставляет персонажей антуражу, в котором разворачивается сюжет, или фону, в качестве которого Михалевкин часто использует окно, дающее возможность выхода в мир. В девяностых поэтика автора снова меняется. Основополагающим остается метод позирования, но по эстетике снимки становятся ближе к семейной фотографии. А сюжеты фотографий отсылают к истории семьи, собранной в семейном альбоме, где каждая фотография находит прототип в ранее написанной истории семьи. В целом, фотографии, составляющие эту тему в творчестве Бориса Михалевкина, удивительным образом непостоянны в своей контекстуальной принадлежности. Почти любую из них можно представить и на страницах семейного альбома, и в экспозиции художественной выставки.

Тема тихой жизни в творчестве Бориса Михалевкина, казалось бы, стоит в стороне от его магистральных интересов, таких как портрет, сельская жизнь или семья. Но это впечатление обманчиво. Она пунктиром проходит через весь творческий путь автора, искусно вплетается в картину, сотканную его мировосприятием. Михалевкин, всегда стремившийся к объемному, разностороннему подходу к теме, объединяет в ней две линии ― абстрактную и предметную. Сюжеты, ее составляющие, наталкивают на мысль о паузах в непрерывной круговерти жизни. Чтобы последовать за автором снимков, пережившим ситуацию внезапной концентрации взгляда, которому открылась гармония хаоса и возможность его упорядочивания, управления им, зрителю требуется значительное усилие и время для осмысления увиденного, проникновения в суть развернувшегося события. Такие фотографии изначально обладают тихим музыкальным звучанием, нарастающим с продолжительностью времени их рассматривания. Каждый напечатанный автором снимок — это элегия, а автор выступает в качестве и композитора, и дирижера. Так «написан» один из первых снимков Бориса Михалевкина, «Апрель». Грузовик, по желанию договорившегося с водителем Михалевкина, выписывает необходимые автору плавные кривые по еще нетронутому белому снежному покрову. Таким образом, автор выступает в роли художника, переводящего визуальную структуру снимка с языка конкретики на язык абстракции, открывающей для зрителей путь к свободному восприятию его содержания. В другом раннем снимке «В конце пути» (1966) Борис Михалевкин стирает границы между жанрами натюрморта и портрета. Ботинки, запечатленные на снимке крупным планом, обладают яркой индивидуальностью. И в тоже время, неся на поверхности кожи следы пережитых ими жизненных испытаний, они становятся метафорой вечных концептов жизни и смерти.

1960-е

 

1970-е

1980-е

1990-е

2000-е

 

Выставка «Борис Михалевкин. Лучшее» ленинградского/петербургского фотографа Бориса Гавриловича Михалевкина включает работы, сделанные автором в период с 1964 по 2007 год. Это ретроспективный взгляд на его более чем сорокалетний творческий путь в фотографии.

Название экспозиции отсылает к персональным выставкам автора, которые он незатейливо именовал «Борис Михалевкин. Фотографии». Такое название не просто демонстрировало авторскую убежденность в том, что все сделанное и отобранное им достойно внимания зрителя, но и уверенность в своей способности видеть мир уникально, не таким, как его видят другие. Каждая такая выставка представляла собой подборку избранных работ из постоянно пополняющегося авторского архива. Сегодня пришло время сторонних, свободных от авторского видения интерпретаций, позволяющих выделять лучшее ―самое ценное для постоянно сменяющихся поколений зрителей.

Нарекая себя фотолюбителем, Борис Михалевкин лукаво намекал на многогранность своих талантов, каждый из которых был им доведен до высокого уровня. Неустанный в познании жизни, он не оставлял начатое, будь то занятия музыкой, работа с электричеством, настройка станков с программным управлением, увлечение философией или ловля фотографического момента, в котором раз за разом воплощалась концентрация переживаемого им опыта.

Выставка Бориса Михалевкина — это возможность совершить визуальное путешествие по его жизни, начиная с года, когда он впервые взял в руки фотоаппарат. Каждое десятилетие предлагало автору свои темы, нерасторжимо связанные с его личной жизнью и жизнью страны. В обществе менялись взгляды на визуальную эстетику, происходили корректировки ожиданийот будущего и отношения к настоящему. Все это нашло отражение в сюжетах снимков Михалевкина. Внимательныйзритель разделит авторское понимание эстетики длиннофокусного и широкоугольного объектива, увлечение портретным жанром, деревенской тематикой, формальными экспериментами, уличной съемкой «по-брессоновски». В каких бы жанрах ни работал Борис Михалевкин, в его фотографиях всегда видно отношение к запечатленному объекту. Это отношение опирается начерты его собственного характера: открытость в общении, честность и бескомпромиссность в оценках и высказываниях. Приправленное иронией, любовью к шуткам и анекдотам, оно делало его душой любой компании, позволяло легко вступать в отношения с потенциальными героями снимков, будь то человек или прошедшие по многим дорогам ботинки. Открытость позволила Борису Гавриловичу Михалевкину сделать то, на что были способны немногие фотографы его поколения,― перевести частную жизнь своей семьи в категорию искусства.

Структура выставки предлагает проследить развитие четырех основных тем в творчестве Бориса Михалевкина: портрет, семья, сельская и тихая жизнь (still life),  ознакомиться с многообразием интересов фотографа и пройти дорогой, на которую в 1964 году вступил автор, — путем художника.


Борис Михалевкин

Родился 24 марта 1930 года в Ленинграде. Оставшись с семьей в Ленинграде во время блокады, потерял большую часть родных. После смерти отца был принят на его место дворником в 991-й эвакогоспиталь. После снятия блокады ушел санитаром эвакогоспиталя вслед за наступающей армией, дошел до польского города Лодзя. В октябре 1945 года поступил в ремесленное училище № 8 на специальность «электромонтер». В 1949 году, посетив концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, где дирижировал Е. Мравинский, увлекся симфонической музыкой, а затем — джазом, литературой, поэзией, театром и философией. В 1950 году был призван на трехгодичную военную службу в Советскую армию, во время которой по самоучителю освоил игру на гитаре. В 1956 году по конкурсу прошел в самодеятельный Ленинградский молодежный эстрадный ансамбль под руководством А. Бадхена. С 1958 года работал в ленинградских концертных организациях, с гастролями объехал весь Советский Союз. Во время гастролей в Пржевальске на озере Иссык-Куль от коллег-музыкантов получил на день рождения фотоаппарат «Зенит». После рождения второго ребенка в 1964 году оставил профессиональную эстраду и активно занялся фотографией. В 1965 году поступил электромонтером в ЦНИИ «Морфизприбор». Стал членом фотоклуба Дворца культуры им. Ленсовета и впервые принял участие во Всероссийской выставке работ фотолюбителей в Москве, где за снимок «Снова дома» с первой пленки получил диплом I степени. В 1966 году в стенах института провел первую персональную фотовыставку. В 1970-х принимал участие в клубных конкурсах, сделал две персональные выставки, посещал заседания городских фотоклубов при Выборгском Дворце культуры и ДК им. А. М. Горького. В 1980 году уже сложившимся автором перешел в фотоклуб «Зеркало» ДК им. Карла Маркса. В «Зеркале» наиболее полно раскрылись его творческие и организаторские способности. Исполнял обязанности заместителя председателя cовета фотоклуба. Автор гимна фотоклуба «Зеркало». С 1980 по 1988 год неоднократно представлял «Зеркало» персональными выставками в Сыктывкаре, Барнауле, Киеве, Даугавпилсе, Днепропетровске, Владивостоке, Мурманске. В 1989 году перестал регулярно посещать клубные встречи, и с 1990 года активно развивался как индивидуальная творческая единица . В 1991 году стал членом Союза фотохудожников России. Продолжая работать наладчиком станков с программным управлением в ЦНИИ «Морфизприбор», активно выставлялся, участвовал в фотоконкурсах различного уровня, неоднократно удостаивался наград. В это же время его работы публикуются в различных российских и зарубежных изданиях, включаются в иностранные музейные коллекции. В специализированных периодических изданиях появляются аналитические статьи, посвященные творчеству  автора. После выхода на пенсию в 1999 году продолжал участвовать в фотографической жизни Санкт-Петербурга и России ― делился опытом на творческих встречах, вел авторские курсы и мастер-классы в фотошколах, преподавал на Фотофакультете им. Ю. А. Гальперина. 2000-е годы отмечены всесторонним признанием творчества мастера. В 2001 году Государственный музей истории Санкт-Петербурга организовал ретроспективную выставку «Борис Михалевкин. Фотографии 1964–2001 гг.», в 2010 году  Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО провел юбилейную выставку «С „Лейкой“ и ведром». Работы мастера были представлены в масштабных выставочных проектах, посвященных советскому периоду в истории российской фотографии: «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней» (2004), «Петербургская школа. Серебряная фотография» (2006).  Скончался Борис Гаврилович Михалевкин 31 августа 2011 года.

1965 ― Всероссийская выставка работ фотолюбителей, посвященная 50-летию Великого Октября. Москва («Весна», «Снова дома», «Неудачный дебют»)

1965 ― 11. Городская отчетная выставка фотолюбителей. Ленинград («Весенняя лирика», «Мы с Кириллом друзья», «В царстве Берендея», «На первенство области»)

1966 ― 12. Отчетная городская выставка. Ленинград («Апрель» ― диплом)

1966 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. ЦНИИ «Морфизприбор», Ленинград

1967 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Фестиваль джаза. Ленинград (Эстония, Польша, Чехословакия)

1967 ― «Наша современность». Выставка лучших работ 4-го всесоюзного конкурса фотоклубов. Ленинград («Снова дома»)

1969 ― Фотоклуб Дворца культуры им. Ленсовета («Весна», «Снова дома», «Неудачный дебют»)

1969 ― «Ленин. Ленинград. Ленинградцы». Вторая выставка лучших фотографий ленинградского смотра самодеятельного фотоискусства. Ленинград

1969 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Хиитола, Куркийоки, Карельская АССР

1971 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. ЦНИИ «Морфизприбор», Ленинград

1978 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Кинотеатр «Молодежный», Ленинград

1980 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Фотоклуб «Парма», Сыктывкар, Коми ССР

1981 ― «Портрет современника». Межреспубликанская выставка художественной фотографии. Шяуляй («Семейный портрет»)

1981 ― «Наш современник». Первая ленинградская выставка художественной фотографии. Ленинград (В составе фотоклуба «Зеркало». Диплом за коллекцию)

1981 ― IV Отчетная выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал редакции журнала «Советское фото», Москва

1981 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Магазин «Фотокинотовары № 9», Ленинград

1982 ― «Снимают фотолюбители Ленинграда». Вторая городская выставка любительской фотографии. Ленинград («Август», «х х х»)

1982 ― «СССР-60». Всесоюзный фотоконкурс, посвящённый 60-летию образования СССР, Таллинн, Эстония («Лето», «Август»)

1983 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Барнаул

1983 ― «Человек и лес». Межклубная тематическая выставка художественной фотографии. Гомель («Автопортрет с дочкой»)

1983 ― Пять лет фотоклубу «Зеркало». V Отчетная выставка клуба. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград

1983 ― V Отчетная выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал редакции журнала «Советское фото», Москва

1984 ― «Фотообъектив и жизнь». Всесоюзная фотовыставка. Манеж, Москва

1984 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Киев, Украинская ССР

1984 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Даугавпилс, Латвийская ССР

1984 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Кинотеатр «Россия», поселок Кавалерово, Приморский край

1985 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Народный фотоклуб «Парма», Сыктывкар, Коми ССР

1985, февраль ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал НФС «Латгале», Даугавпилс, Литовская ССР («Подруги», «Старый двор», «Зимний», «Игра», «Апрель», «Назидание», «В гору», «Конфликт», «Строптивица», «Деревенская семья 1984», «Секретарь-машинистка», «Ленинградские зарисовки». «Университетская набережная», «Проводы», «Еве 84», «А дальше что?», «Брат и сестра», «Юбилей родителей»)

1985 ― VI Отчетная выставка фотоклуба «Зеркало». Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград

1985 ― Областная выставка, посвященная 40-летию Победы. Манеж, Ленинград

(«Душою Ленинграда ты была…», «Автопортрет с дочкой», «Лето», «После баньки», «Горожанка», «Август», «Июль», «Экзерсис», «Два окна в мир», «За конфетами», «Париж ― весна на Монмартре» ― серия 6 работ)

1985 ― «Родина моя». Всесоюзная фотовыставка. Москва («После баньки», «Экзерсис», «Игра», «Душою Ленинграда ты была…» ― триптих)

1985 ― Всесоюзная выставка, посвященная 20-летию фотоклуба «Ковров». Ковров («Автопортрет», «Семья-84», «Мона Лиза», «Экзерсис»)

1985 ― Всесоюзный смотр самодеятельного творчества (Диплом)

1985 ― 5-й круговой обмен «Фотоорбита 84/85». Новосибирск, Ленинград, Таллин, Рязань, Одесса, Горький, Чебоксары, Йошкар-Ола, Свердловск («Автопортрет с дочкой», «После баньки»)

1986 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Днепропетровск, Украинская ССР

1986 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Кавалерово, Приморский край

1986 ― «Мир планете». Фотовыставка. Днепропетровск («Душою Ленинграда была Рудова М. С.» ― приз, «Прощайте голуби», «За конфетами», «Встреча»)

1986 ― Творческий отчет Бориса Михалевкина. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград

1986 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Челябинск («Монологи» ― 4 работы, «Душою Ленинграда ты была…» ― серия 4 работы, «Беседы» ― 2 работы, «Дом», «Усталая», «Проводы» ― 3 работы)

1986 ― «Отечество славлю, которое есть…» Выставка художественной фотографии. Ленинградский дворец молодежи, Ленинград («Игра», «Душою Ленинграда ты была…»)

1986 ― «Отечество славлю, которое есть…». Выставка фотолюбителей Ленинграда и Ленинградской области, посвященная XXVII съезду КПСС. Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества, Ленинград

1986 ― «Уголок России ― отчий дом». («Монологи» — 2 работы, «Душою Ленинграда ты была…» ― серия, 4 работы)

1987 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Мурманск

1987 ― Творческий отчет Бориса Михалевкина. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград

1987 ― VII Юбилейная выставка фотоклуба «Зеркало». Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград

1987 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Магазин «Фотокинотовары № 58», Невский проспект, Ленинград

1987 ― Выставка фотографии народной фотостудии «Зеркало». Кавалерово, Приморский край («Кавалерово», «Бригада», «Терских» ― из цикла «Коллеги», «Декабристы», «Гимн», «Первое утро»)

1987 ― «Фотомастера Ленинграда». Центральный выставочный зал Союза журналистов СССР, Москва

1988 ― «Уголок России ― отчий дом». Всероссийская фотовыставка. («Душою Ленинграда ты была…» ― диплом)

1988 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал фото-киностудии «Зоркий», Красногорск, Московская область («Поворот», «За хлебом», «Протоиерей Сорокин», «Первое утро», «Ул. Петра Лаврова»)

1988 ― Творческий отчет Бориса Михалевкина. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград

1988 ― VIII Юбилейная выставка фотоклуба «Зеркало». Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград

1988 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка из 100 фоторабот. Сыктывкар

1988 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал журнала «Аврора», Ленинград

1988 ― Выставка «Зоркий», Красногорск, Московская область («Поворот», «За хлебом», «Протоиерей Сорокин», «Первое утро», «Ул. Петра Лаврова»)

1990 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Ленинград

1993 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Пермь

1993 ― Boris Mikhalevkin. Fotografie. Mesiac fotographie. Bratislava, Slovensko

1994 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Музей-квартира А. С.

Пушкина, Санкт-Петербург

1994 ― Бориса Михалевкина. Избранное. Персональная выставка. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

1995 ― «Человек и Победа». Выставка

1996 ― «Круговорот жизни». ХХ выставка народного фотоклуба «Зеркало». Санкт-Петербург

1999 ― Бориса Михалевкина. Фотографии. Персональная выставка. Юбилей ЦНИИ «Морфизприбор», Санкт-Петербург

2000 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Государственный центр современного искусства, Санкт-Петербургский филиал, Санкт-Петербург

2001 ― Борис Михалевкин. Фотографии 1964–2001 гг. Ретроспективная выставка. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Невская куртина, Санкт-Петербург

2002 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Галерея «Фотосоюз», Москва

2003 ― Борис Михалевкин. Избранное. Персональная выставка. Фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург

2003 ― «Петербург и петербуржцы». Фотографии Бориса Михалевкина. Персональная выставка. Читальный зал и отдел литературы и искусства Новгородской областной научной библиотеки. Новогород

2003 ― «25 лет фотоклубу «Зеркало». ХI Юбилейная выставка членов Народного фотоклуба «Зеркало». Дом журналиста, Санкт-Петербург

2004–2019 ― Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Мультимедиа арт-музей / Московский дом фотографии, Москва, Ярославль, Екатеринбург

2005, 18 мая — 14 июня ― «Обитаемый остров. Фотографии Бориса Михалевкина». Персональная выставка. Музей истории фотографии, Санкт-Петербург

2006 ― «Петербургская школа. Серебряная фотография». Русский музей фотографии, Нижний Новгород

2009 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Киноцентр «Дом кино», Санкт-Петербург

2010 ― «С „Лейкой“ и ведром». Юбилейная выставка фотографий Бориса Михалевкина. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

2012 ― Современная фотография из коллекции РОСФОТО. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

2012 ― «Фотография и время». Фотовыставка памяти Бориса Михалевкина. Новое здание Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург

2016 ― Фотоклуб «Зеркало». После сказанного. Культурный феномен ленинградской любительской фотографии 1970-х — 1990-х годов. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

2017 ― «70-е. Со_при_частность». Ленинградское изобразительное искусство 1970-х гг. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

 

Добровольский В. Избранное-68. Журнал «Советское фото», № 10, 1968

Fotografia. Dziennik. Warszawa, Polska, 1971

Калтахчян А. Поэзия прозы // «Советское фото», № 9, 1982

Вартанов А. Коллектив индивидуальностей // «Советское фото», № 9, 1983

Вартанов А. Многоцветье // «Советское фото», № 9, 1984

Бальтерманц Д. Коллеги о коллегах // «Советское фото», № 12, 1984

Българско фото. Вестник. София, Болгария, 1984

Стигнеев В. Изображение и выражение  // «Советское фото», № 6, 1985

Садовников Ю. Свой стиль «Собеседника» // «Советское фото», № 7, 1985

Леонтьев М. Многообразие поисков // «Советское фото», № 8, 1985

Парлашкевич Н. Расширяя творческий диапазон // «Советское фото», № 10, 1985

Рост Ю. Честный глаз // «Советское фото», № 4, 1987

Луганский Ю. В краю дальневосточном // «Советское фото», № 8, 1987

Коллекция мастера. Борис Михалевкин //  Литературная газета, № 43 (5161) 21 окт., 1987

Итоги II Всесоюзного фестиваля народного творчества // «Советское фото», № 3, 1988

Михалевкин Б. Сопереживание // «Советское фото», № 3, 1988

Фото-89. Альманах. Под ред.: Л. Ильиной-Козловской. ― М.: «Планета», 1989

Фототворчество России. Сост. А. Баскаков. ― М.: Планета, 1990

Mesiac fotographie. Katalоg. Nadacia FOTOFO. Bratislava, Slovensko, 1993
Вартанов А. Похвальное слово жанру // «Советское фото», № 9–10, 1993

Ергаева Г. В гостях у Пушкина // «Советское фото», № 6, 1994

The Russian Century. A Photographic History of Russia’s 100 Years. Text by Brian Moynaham. Foreword by Yevgeniy Yevtushenko — New York: Random House, 1994

Минин Ю. Визуальная история России // «Советское фото», № 1, 1995

Сама жизнь… // «Советское фото», № 2, 1995

Матус М. «Человек и Победа» // «Советское фото», № 4, 1995

Фотохудожники — государственные стипендии // «Советское фото», № 5, 1995

Экспозиция в Экспоцентре // «Советское фото», № 5, 1995

Стигнеев В. Новейшая фотография // «Советское фото», № 2–3, 1996

Юбилейный вечер журнала // «Советское фото», № 4, 1996

Национальная энциклопедия личностей «Синие страницы России». Справочно-энциклопедический ежегодник. ― СПб: ЗАО «Объединение средств массовой информации «Синие страницы России», 1996

Леонтьев М. На границе двух жанров // «Советское фото», № 1, 1997

Оптимизм памяти. Ленинград 70-х. Фотоальбом. Авт.-сост. В. А. Никитин. Текст В. А. Никитин, Б. Кудряков. ― СПб.: «Лимбус Пресс», 2000

Privat. International review of black and white photographs and texts. Saint Petersburg. The inner city.  Italy, 2003

Борис Михалевкин. Буклет выставки. Авт. ст: Б. Михалевкин, С. Свешников, А. Максимова. ― СПб.: РОСФОТО, 2007

Борис Михалевкин. Каталог ретроспективной выставки. Автобиография: Б. Михалевкин. Авт. ст.: С. Свешников, А. Максимова. ― СПб.: РОСФОТО, 2007

Пожарская С. «Галерея фотомастеров» ― М.: «Галарт», 2008

 

Fotografijos muziejaus. Šiaulių, Lietuva
Musée Français de la Photographie. Bievres, France

New Mexico Museum of Art. New Mexico, USA

Zimmerli Art Museum; The Norton and Nancy Dodge Collection. New Jersey, USA

Музей личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени  А. С. Пушкина, Москва
Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

Gamma-Rapho Agency. Paris, France

Вернуться

Фотография не найдена

Поделиться ссылкой на выделенное