Я увидал паренье двух стрекоз, падение двух тел, скрепленных болью. Первомонах, забывшийся от слёз, Когда-то этот бой назвал любовью.
Он видел, как они летели, как Луга и облака зрачки накрыли! Он слышал, как могучим ритмам в такт Звенели золотые арфы крыльев…
Вдруг — берег, вплавленный в хрустальный день, Трибун смятение и в небе — взрыв хвостатый!.. Ему открылся неземной удел обугленных двух тел, Послушных и усталых…
И новый знак он произвел на свет! В нем сочетались женственность и сила. Меня учили — это буква «Ферт», Мефодий и Кирилл, вторая тыща лет. Нет! Это взгляд сетчаток стрекозиных!
Запястье окольцовано нуждой, нехваткой, скоротечностью и тленом. И, словно пояс верности Вселенной, ты ощущаешь Гринвич золотой.
Галерные свирепые рабы, животные, бредущие вкруг оси, окованы безбрежием равнин и взмахами размеренными вёсел.
Глаза-галеры вёслами ресниц сшивают дня лицо с изнанкой ночи. И капли слёз, срывающихся вниз, взрывают океан и время точат.
И точит дождь оконное стекло, и точат черви древо под корою, и эта вязь – восточное письмо, как бы моей становится судьбою…
Но вот уже сменили жернова и разложили полдень, словно складень, и буйволы, мечтая о прохладе, качают солнце на своих рогах.
Меня успокоит лишь люлька купейной каюты с убогим уютом и светом полуночных станций. С её простынями – пелёнками взрослых младенцев, с игрой погремушки в стакане с двумя ободками… И в окна, залитые тусклым сияньем равнины, войдёт незаметно дельфинья игра перелесков, и лески провиснут и взмоют, вальсируя стройно, и месяц своим ноготочком пройдётся по арфе!.. Какая высокая нота в родном алфавите! В таких незнакомых словах, почему-то понятных. Какие поэты играют со мною в бирюльки, садятся на краешек и как ребёнка целуют… Всё будет, всё будет и небо зальёт бирюзою! И люди вокруг обретут голоса и привычки. И каждое слово и жест их останутся в прошлом. Как эта позёмка за хрупкой оконной слюдою.
Когда душа моя спала и маялась в хрустальном свете басовым ключиком в квартете стихий высоких и добра. Когда я плотью проминал тугую пелену пространства и безотчётно прикасался к началу всех своих начал,
сгущался завязи комок, звучал во мглистых кронах ток, туман скрывал худые ветви, и, растревоженные ветром, стволы давали вязкий сок.
Когда душа моя спала, свернувшись в гамачке сосудов, и всасывалась в них – оттуда шёл бешеный поток тепла,
шаги в пустынном коридоре на миг впустили ранний гам и пыль, взвихрённая подолом, взлетела гордо, как орган!
О, крошечный зверёк – звонок! Дробился в окнах жёлтый скок, со сна потягиваясь вяло, стволы вставали из тумана, и, повинуясь воле мамы, черны, небрежны, полупьяны валились ягоды в кулёк.
Одну и ту же музыку не вступишь дважды. Не утолится жажда одной водой. Одно и то же слово, фраза претит два раза, и мы живем так розно, разно с тобой, тобой… И вот скупеет рыцарь и сохнет Моцарт, и черт свое копытце в водице мочит. И там, где крест намечен, где своды, звоны, там алый полумесяц и крест червонный. И вот уж шепчет некто: «А как же слово?!» И близки континенты как до разлома. И божество из бронзы в тиаре белой стрелу «ПОВЕРХНОСТЬ-ВОЗДУХ» готовит в дело. И вот отходит крейсер, взлетает «Боинг», и на экране крестик – «готовность к бою», и божество из бронзы в тиаре белой стрелу «ПОВЕРХНОСТЬ-ВОЗДУХ» пускает в дело…
А моря покрывало – здесь нимфы пели… Как сладко здесь бывало галеры телу! Дедал с мечтой во взоре убил Икара. В одно и то же море не кинуть камня.
На седьмое я стал скучать. Пил на пятое, пел на третье – словно все повернуто вспять и к подножью ползет столетье.
Золотая стрелка весов покачнулась, падая вправо, одинокий шарик, без слов, чуть замедлил слепое плаванье.
Чуть замедлил движенье уст кучерявый Пан под оливой, и фасольного стада хруст стал размеренней и разливней…
Птицы плыли над камышом, над колеблющимися полями, ратник спешился, наполняя онемевшей водой шелом.
Отраженье и шлем – часы, единятся потоком пройденного. Ратник падает ниц без сил – рыбий мех – кольчужка юродивого…
На седьмое я стал скучать. Камышовый кот на байдарке стал сужать круги и сгущать свой дуэт свирели и арфы.
Воин, Пан и кот в камышах, арфы дверь и тоннель свирели и назойливый камуфляж пропитавшего все смиренья.
Звезда проклевывала ход. Стонала, выла, задыхалась… Ей даже как-то показались моря, оправленные в лед.
Она хрипела в вязкой мгле, в крови и слизи сфер разбитых. Ей было до смерти обидно за мир вовне.
………………………………
Я – автотроф. Зерно. Росток. Беспомощная запятая. Я – крошечный фрагмент спирали, вобравший солнечный пучок.
Я – автотроф. Зерно. Росток. Фантазия – как фотосинтез! Зеленым клеткам что-то снится, и свет – их бог!
Я – автотроф. Зерно. Росток травы – цветка – куста – березы! Я дал дышать, любить, по звездам искать восток.
Я – автотроф. Зерно. Росток. Я рвал асфальт, вплавлялся в лаву. О, как волна меня качала! – Я жил, как мог…
Я – автотроф… Зерно… Росток… Я чувствую – иду на убыль. Меня касались чьи-то губы, я был им нужен как глоток…
И – темнота. Клинки комет мерцают тускло и приятно. И в Землю, в мареве помех, уткнулись звезды амфитеатром.
Я – искрошился – вышел весь… Все кончено… Нет! – На дисплее богиня Афродита в пене идет сквозь солнечную взвесь!
Неутомимо паучье племя. Мерцают арфы, снуют смычки. Семь раз отрежут и тут же склеят Неумолимые паучки.
Я на колючих бамбучьих ножках Ползу по кругу и тку узор, И в час по чайной паучьей ложке Глотаю кашку лесных озёр.
Озёра тоже паучье племя — Всё переваривают вокруг себя! Сестрицы стонут и братцы блеют И в отложениях донных спят.
Во сне зеркальном без амальгамы К созвездьям тянутся камыши… Паучья лапка живёт углами И, угловато маня, дрожит.
Дрожит как свечка, горит как спичка, Перегибается невпопад. Так, с узелочком на память птичью, Вновь перетягивается канат…
Перетянули пупок столетью. Тесёмкой, лескою, волоском.
Как фотовспышки, паучьи сети Играют в озере за леском.
Мне нужны только струны-струи, Гребны времени, волны ветра Там, где мальчик крутит впустую Рычажочек шарманки ветхой.
Он стоит на краю обрыва, Гладит рыб по спинам покатым, И они мерцают игриво Под назойливой песни такты.
Рыбы — белы, а волны — серы. Рыбы — немы, а волны — гулки. Только солнце на авансцене Проступает суфлёрской будкой.
Кто там машет на дальнем фоне? Старожил небесного театра? Мальчик крутит шарманку сонно И посвистывает дурковато.
Ревущие хорал отвесные трибуны – Овальный перстенёк, сверкающий в ночи! Что будет с нами, брат? — Верней, чего не будет? – Ответь мне, не молчи!
И баловень судьбы и выходец с окраин Плетут тугой узор и дышат в унисон. Что делаешь ты, брат? Ведь ты же брат мне, Каин?! – Играю, вот и всё!
Играю, вот и всё! Одно из главных правил — Лишь только видимость присутствия игры. Ты недоволен, брат? Ты недоволен, Авель? Ведь есть футбол и мы!
Но есть и боль и мир, замешанный на боли, И воющая мать с надкусанным соском! Забудь про это, брат! Ведь мы с тобой на поле – Как в детстве босиком!
Пускай они ревут, вниз указуя пальцем, Мы знаем, что тогда качнётся перстенёк, И выплеснет свой свет, как вспышки папараци, На мертвый волчий бок.
Молочным зубом новая луна Царапалась о краешек окна. То, словно пес о нежную ступню, То, словно кот о мертвое копыто, И туч расхристанную свиту Науськивала на меня.
Чернила замерзали на ветру, И высыхали слёзы на лету, И чрева девственниц процеживали море! И я всё это видел поневоле, Перебирая камушки во рту.
И всё казалось – я вот-вот умру, Так не отведав меда на пиру. И дёгтем плотники просмаливали днище. И шпалами чернели голенища Солдатиков, дрожащих на миру.
Примеривая прорубь, как венец, Я вздрогнул и проснулся… Дева пела Неведомое. Вёсла гондольеров Росли из концентрических колец. И голуби на площади Сан-Марко Перебирали сонно струны арфы, Как будто ублажая падших дожей И их любимых, на тебя похожих. Ничто вокруг не предвещало шторма. И только где-то пела, пела Норма…
Чтоб не сойти от тишины с ума, Он посадил сверчка в коробочку из тыквы. На полке – фото. Кто-то у окна Электропоезда, идущего на Тихвин.
У запотевших стёкол – человек Ждёт отправления. Черты – неясны. Сверчок шуршит, как на экране снег, Когда всё выключено наспех.
Сверчок живёт в коробочке своей, Внутри неё – мосты и семафоры, Обрывки ветра, росчерки ветвей И сфер небесных проблески и хоры.
Там девы машут дальним поездам, И кобылицы мчатся вслед за ними! Но всюду ночь. И чтобы не искал – Как будто лист чернилами залили…
Он мучается, бедный неофит, Поклоны бъёт, вымаливая, словно Прощение за слепоту орбит И невозможность разродиться Словом.
А человек забылся и заснул. Обняв колени, провалился тихо В бездонный сон под еле слышный гул Коробочки из высушенной тыквы.
Молчанье – золото? К чему не прикоснись, Всё требует названья, как закона. И Аурум, пристанище дракона, Аукает, запутывая мысль!
И вот измученный толмач, В пазы заталкивает пазлы. Но как-то странно, безобразно Выходит всё, хоть тресни ты, хоть плачь!
Переверни загадку, сунь язык В промежности картоночки квадратной! Что это, Боже, оргия из Данте?!
Ты знаешь – я рождён в начале марта. И воздух накипает, словно вата, На вырванные с мясом жабры книг.
Как под прикрытием агент Живёт себе один поэт. Он ходит в лавку за углом, Гуляет в парке с кобелём, И ждёт уже который год, Когда поступит вводный код.
Тогда он бросит все дела, Сметёт бумаги со стола, И жизнь былая, как салют, Сгорит за несколько минут. И так под каждый Новый год Он ждёт…
Он ждёт сигнал и день и ночь, Когда здоров, когда невмочь. В минуты счастья и беды Он ищет тайные следы Инструкций по борьбе со злом. Но центр молчит. Молчит и он…
Он свыкся со своей судьбой. Он, кажется, в ладу с собой. И на прогулке в полчаса Он видит рощи, небеса, Пригорки, тропки и пруды, А не преддверие беды.
И в голову вживлённый чип Не скажет на прощанье – «Бип!» Разгромлен центр и центр другой Готовит свой последний бой. Но этого не знает, нет… Не под прикрытием поэт.
Автопортрет в тюрбане
Из серии «Автопортрет», 2005-2008
Коллекция автора
Миша Бурлацкий родился 5 марта 1958 года в Москве в семье оперного певца Алексея Бурлацкого.
В 1961 году отца пригласили в город Горький (Нижний Новгород), где Миша и прожил большую часть жизни. В Горьком посещал занятия изостудии, добился успехов в рисовании. Пробовал заниматься фотографией, но не хватало терпения освоить лабораторные процессы.
В 1975 году окончил школу. В 1976–1978 годах служил в армии. Вернувшись в Горький, работал сторожем, слесарем, художником-оформителем.
В 1978 году поступил на биологический факультет Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, учился на вечернем отделении. Тогда же познакомился с музыкантами горьковской рок-группы «Движение». Стал заниматься светом, потом сценографией, экспериментировал с изображениями, создаваемыми на экране графпроектора и проецируемыми во время концертов на задник сцены. В этот период познакомился с фотографом журнала «Знание — сила» Виктором Брелем и членом FIAP Сергеем Потаповым.
В 1989 году совместно с Сергеем Потаповым сделал конверт к вышедшему на фирме «Мелодия» диску «Портрет мальчика» рок-группы «Движение», к тому времени переехавшей в Чебоксары и сменившей название на «Камерно-инструментальный ансамбль „Горизонт“». После распада группы занялся графическим дизайном, а потом и фоторекламой как сценарист и постановщик — сначала вместе с Потаповым, а потом и с другими фотографами.
В 1990 году впервые увидел в «Revue Fotografie» работы чешского фотографа Яна Саудека, который сильно на него повлиял. Начиная с 1993 года несколько лет занимался производством видеорекламы. Параллельно записывал стихи, которые в 1995 году были опубликованы в сборнике «Мост по кругу». Поэтической «стенографией» занимался до 2004 года.
В 2005 году взял в руки цифровой фотоаппарат Nikon CoolPix 990, перешедший от Сергея Потапова, и стал фотографировать самостоятельно. В Москве, в Измайлово, сделал домашнюю студию, собирая необходимый для съемок реквизит по окрестным помойкам. В 2006 году был принят в члены Союза фотохудожников России. В 2008 году в галерее «Фотолофт» Центра современного искусства «Винзавод» провел первую персональную выставку «Недоморфозы». В 2009 году на семинаре, организованном в Петербургском союзе дизайнеров амбротипистами Алексеем Алексеевым и Дмитрием Рубинштейном, познакомился с мокроколлодионным процессом и освоил его.
Осенью 2010 года переехал в Санкт-Петербург, где открыл «Фотокабинет на Пестеля 13», в котором стал заниматься съемкой художественных портретов. С 2010 года помимо студийной работы ездит в «амброэкспедиции». В 2010 году побывал в Израиле, где частично повторил маршрут английского фотографа Френсиса Фритта, сделавшего первые фотографии Святой земли. В 2013 году побывал в Крыму, где создал серию тинтайпов «Бахчисарай и его окрестности». В 2015 году сделал серию фотографий этнических типов Поволжья в Нижегородском архитектурно-историческом музее-заповеднике «Щелоковский хутор». В 2016 году вместе с учеными-этнографами побывал в Тоншаевском районе Нижегородской области, где снимал обряды язычников-марийцев.
С 2016 года по 2019 годы по заказу галереи «Art of Foto» создал серию амбротипов о строительстве нефтепровода «Северный поток — 2». Съемки проходили в Вологодской, Архангельской и Ленинградской областях. Результатом съемок стала серия выставок «Связь времен: на пути к Северному потоку — 2».
В 2017 году вместе с петербургским фотографом Павлом Аплетиным сделал итальянскую серию «La luce Lucana», показывающую жизнь маленьких виноделен юга Италии, а в 2018 году вместе с Андреем Djovani Gelvi проехал 5000 километров по Грузии, сняв цикл «Гарегноба» («Проявление»).
2008 ― «Недоморфозы». Галерея «Фотолофт», Москва
2013 ― «Хрупкие истины». Лофт-проект «Этажи», Санкт-Петербург
2014 ― «Сёстры». Галерея классической фотографии, Москва
2015 ― «Бахчисарай и его окрестности». Штаб-квартира Русского географического общества, Санкт-Петербург
2016 ― «Silver Brothers». Галерея «Art of Foto», Санкт-Петербург
2016 ― «Обаяние ушедшего». Штаб-квартира Русского географического общества, Санкт-Петербург
2016 ― «Обаяние ушедшего». Пространство «Кинофактура», Нижний Новгород
2016 ― «Связь времен: на пути к Северному потоку — 2». Объединенный музей-заповедник, Выборг
2018 – «Сёстры». Новосибирский государственный художественный музей, Новосибиоск
2019 – «La luce Lucana». Арт-пространство «Во весь голос», Санкт-Пeтербург
2019 ― Миша Бурлацкий. Северный поток. Галерея современной фотографии «Zerno», Санкт-Петербург
2020 ― «Я, я! Натюрлих!!!». Галерея «Artservatory», Хабаровск
2013 ― «Альтернативные путешествия во времени и пространстве». Штаб-квартира Русского географического общества, Санкт-Петербург
2013 ― «Приглашение к счастью». ДК «Громов», Санкт-Петербург
2016 ― Выставка работ благотворительного фотоаукциона в пользу фонда «AdVita». Галерея «Art of Foto», Санкт-Петербург
Михаил Бурлацкий. Мост по кругу. Стихи. Дизайн М. Бурлацкий ― Н. Новгород: «Диком», 1995
Фотомастерская, № 7. ― М.: «Gameland», 2008
Миша Бурлацкий. Недоморфозы. Фотоальбом. На рус. и англ. яз. Авт. вст. ст. С. Потапов. Дизайн и фотографии М. Бурлацкий. ― Н. Тагил: И. П. Языкова И. С., 2008
DPWorld. Китай, июнь 2009
Prophotos.ru. Россия, июнь 2011
Blurmagazine. Хорватия, октябрь 2013
Бортовой журнал авиакомпании «Победа». Рекламно-информационное издание. Январь, Москва, 2016
Миша Бурлацкий. Стекло. Фотоальбом. Фотографии и текст: Миша Бурлацкий. ― Н. Новгород, «Argento», 2020
Музей российской фотографии, Коломна
Сайт автора
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: