Сергей Фалин
Борис Михалевкин – фотограф
1980‑е
Родился 24 марта 1930 года в Ленинграде. Оставшись с семьей в Ленинграде во время блокады, потерял большую часть родных. После смерти отца был принят на его место дворником в 991-й эвакогоспиталь. После снятия блокады ушел санитаром эвакогоспиталя вслед за наступающей армией, дошел до польского города Лодзя. В октябре 1945 года поступил в ремесленное училище № 8 на специальность «электромонтер». В 1949 году, посетив концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, где дирижировал Е. Мравинский, увлекся симфонической музыкой, а затем — джазом, литературой, поэзией, театром и философией. В 1950 году был призван на трехгодичную военную службу в Советскую армию, во время которой по самоучителю освоил игру на гитаре. В 1956 году по конкурсу прошел в самодеятельный Ленинградский молодежный эстрадный ансамбль под руководством А. Бадхена. С 1958 года работал в ленинградских концертных организациях, с гастролями объехал весь Советский Союз. Во время гастролей в Пржевальске на озере Иссык-Куль от коллег-музыкантов получил на день рождения фотоаппарат «Зенит». После рождения второго ребенка в 1964 году оставил профессиональную эстраду и активно занялся фотографией. В 1965 году поступил электромонтером в ЦНИИ «Морфизприбор». Стал членом фотоклуба Дворца культуры им. Ленсовета и впервые принял участие во Всероссийской выставке работ фотолюбителей в Москве, где за снимок «Снова дома» с первой пленки получил диплом I степени. В 1966 году в стенах института провел первую персональную фотовыставку. В 1970-х принимал участие в клубных конкурсах, сделал две персональные выставки, посещал заседания городских фотоклубов при Выборгском Дворце культуры и ДК им. А. М. Горького. В 1980 году уже сложившимся автором перешел в фотоклуб «Зеркало» ДК им. Карла Маркса. В «Зеркале» наиболее полно раскрылись его творческие и организаторские способности. Исполнял обязанности заместителя председателя cовета фотоклуба. Автор гимна фотоклуба «Зеркало». С 1980 по 1988 год неоднократно представлял «Зеркало» персональными выставками в Сыктывкаре, Барнауле, Киеве, Даугавпилсе, Днепропетровске, Владивостоке, Мурманске. В 1989 году перестал регулярно посещать клубные встречи, и с 1990 года активно развивался как индивидуальная творческая единица . В 1991 году стал членом Союза фотохудожников России. Продолжая работать наладчиком станков с программным управлением в ЦНИИ «Морфизприбор», активно выставлялся, участвовал в фотоконкурсах различного уровня, неоднократно удостаивался наград. В это же время его работы публикуются в различных российских и зарубежных изданиях, включаются в иностранные музейные коллекции. В специализированных периодических изданиях появляются аналитические статьи, посвященные творчеству автора. После выхода на пенсию в 1999 году продолжал участвовать в фотографической жизни Санкт-Петербурга и России ― делился опытом на творческих встречах, вел авторские курсы и мастер-классы в фотошколах, преподавал на Фотофакультете им. Ю. А. Гальперина. 2000-е годы отмечены всесторонним признанием творчества мастера. В 2001 году Государственный музей истории Санкт-Петербурга организовал ретроспективную выставку «Борис Михалевкин. Фотографии 1964–2001 гг.», в 2010 году Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО провел юбилейную выставку «С „Лейкой“ и ведром». Работы мастера были представлены в масштабных выставочных проектах, посвященных советскому периоду в истории российской фотографии: «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней» (2004), «Петербургская школа. Серебряная фотография» (2006). Скончался Борис Гаврилович Михалевкин 31 августа 2011 года.
1965 ― Всероссийская выставка работ фотолюбителей, посвященная 50-летию Великого Октября. Москва («Весна», «Снова дома», «Неудачный дебют»)
1965 ― 11. Городская отчетная выставка фотолюбителей. Ленинград («Весенняя лирика», «Мы с Кириллом друзья», «В царстве Берендея», «На первенство области»)
1966 ― 12. Отчетная городская выставка. Ленинград («Апрель» ― диплом)
1966 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. ЦНИИ «Морфизприбор», Ленинград
1967 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Фестиваль джаза. Ленинград (Эстония, Польша, Чехословакия)
1967 ― «Наша современность». Выставка лучших работ 4-го всесоюзного конкурса фотоклубов. Ленинград («Снова дома»)
1969 ― Фотоклуб Дворца культуры им. Ленсовета («Весна», «Снова дома», «Неудачный дебют»)
1969 ― «Ленин. Ленинград. Ленинградцы». Вторая выставка лучших фотографий ленинградского смотра самодеятельного фотоискусства. Ленинград
1969 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Хиитола, Куркийоки, Карельская АССР
1971 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. ЦНИИ «Морфизприбор», Ленинград
1978 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Кинотеатр «Молодежный», Ленинград
1980 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Фотоклуб «Парма», Сыктывкар, Коми ССР
1981 ― «Портрет современника». Межреспубликанская выставка художественной фотографии. Шяуляй («Семейный портрет»)
1981 ― «Наш современник». Первая ленинградская выставка художественной фотографии. Ленинград (В составе фотоклуба «Зеркало». Диплом за коллекцию)
1981 ― IV Отчетная выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал редакции журнала «Советское фото», Москва
1981 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Магазин «Фотокинотовары № 9», Ленинград
1982 ― «Снимают фотолюбители Ленинграда». Вторая городская выставка любительской фотографии. Ленинград («Август», «х х х»)
1982 ― «СССР-60». Всесоюзный фотоконкурс, посвящённый 60-летию образования СССР, Таллинн, Эстония («Лето», «Август»)
1983 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Барнаул
1983 ― «Человек и лес». Межклубная тематическая выставка художественной фотографии. Гомель («Автопортрет с дочкой»)
1983 ― Пять лет фотоклубу «Зеркало». V Отчетная выставка клуба. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград
1983 ― V Отчетная выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал редакции журнала «Советское фото», Москва
1984 ― «Фотообъектив и жизнь». Всесоюзная фотовыставка. Манеж, Москва
1984 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Киев, Украинская ССР
1984 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Даугавпилс, Латвийская ССР
1984 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Кинотеатр «Россия», поселок Кавалерово, Приморский край
1985 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Народный фотоклуб «Парма», Сыктывкар, Коми ССР
1985, февраль ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал НФС «Латгале», Даугавпилс, Литовская ССР («Подруги», «Старый двор», «Зимний», «Игра», «Апрель», «Назидание», «В гору», «Конфликт», «Строптивица», «Деревенская семья 1984», «Секретарь-машинистка», «Ленинградские зарисовки». «Университетская набережная», «Проводы», «Еве 84», «А дальше что?», «Брат и сестра», «Юбилей родителей»)
1985 ― VI Отчетная выставка фотоклуба «Зеркало». Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград
1985 ― Областная выставка, посвященная 40-летию Победы. Манеж, Ленинград
(«Душою Ленинграда ты была…», «Автопортрет с дочкой», «Лето», «После баньки», «Горожанка», «Август», «Июль», «Экзерсис», «Два окна в мир», «За конфетами», «Париж ― весна на Монмартре» ― серия 6 работ)
1985 ― «Родина моя». Всесоюзная фотовыставка. Москва («После баньки», «Экзерсис», «Игра», «Душою Ленинграда ты была…» ― триптих)
1985 ― Всесоюзная выставка, посвященная 20-летию фотоклуба «Ковров». Ковров («Автопортрет», «Семья-84», «Мона Лиза», «Экзерсис»)
1985 ― Всесоюзный смотр самодеятельного творчества (Диплом)
1985 ― 5-й круговой обмен «Фотоорбита 84/85». Новосибирск, Ленинград, Таллин, Рязань, Одесса, Горький, Чебоксары, Йошкар-Ола, Свердловск («Автопортрет с дочкой», «После баньки»)
1986 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Днепропетровск, Украинская ССР
1986 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Кавалерово, Приморский край
1986 ― «Мир планете». Фотовыставка. Днепропетровск («Душою Ленинграда была Рудова М. С.» ― приз, «Прощайте голуби», «За конфетами», «Встреча»)
1986 ― Творческий отчет Бориса Михалевкина. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград
1986 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Челябинск («Монологи» ― 4 работы, «Душою Ленинграда ты была…» ― серия 4 работы, «Беседы» ― 2 работы, «Дом», «Усталая», «Проводы» ― 3 работы)
1986 ― «Отечество славлю, которое есть…» Выставка художественной фотографии. Ленинградский дворец молодежи, Ленинград («Игра», «Душою Ленинграда ты была…»)
1986 ― «Отечество славлю, которое есть…». Выставка фотолюбителей Ленинграда и Ленинградской области, посвященная XXVII съезду КПСС. Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества, Ленинград
1986 ― «Уголок России ― отчий дом». («Монологи» — 2 работы, «Душою Ленинграда ты была…» ― серия, 4 работы)
1987 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Мурманск
1987 ― Творческий отчет Бориса Михалевкина. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград
1987 ― VII Юбилейная выставка фотоклуба «Зеркало». Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград
1987 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Магазин «Фотокинотовары № 58», Невский проспект, Ленинград
1987 ― Выставка фотографии народной фотостудии «Зеркало». Кавалерово, Приморский край («Кавалерово», «Бригада», «Терских» ― из цикла «Коллеги», «Декабристы», «Гимн», «Первое утро»)
1987 ― «Фотомастера Ленинграда». Центральный выставочный зал Союза журналистов СССР, Москва
1988 ― «Уголок России ― отчий дом». Всероссийская фотовыставка. («Душою Ленинграда ты была…» ― диплом)
1988 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал фото-киностудии «Зоркий», Красногорск, Московская область («Поворот», «За хлебом», «Протоиерей Сорокин», «Первое утро», «Ул. Петра Лаврова»)
1988 ― Творческий отчет Бориса Михалевкина. Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград
1988 ― VIII Юбилейная выставка фотоклуба «Зеркало». Дворец культуры железнодорожников им. Карла Маркса, Ленинград
1988 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка из 100 фоторабот. Сыктывкар
1988 ― Выставка фотоклуба «Зеркало». Выставочный зал журнала «Аврора», Ленинград
1988 ― Выставка «Зоркий», Красногорск, Московская область («Поворот», «За хлебом», «Протоиерей Сорокин», «Первое утро», «Ул. Петра Лаврова»)
1990 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Ленинград
1993 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Пермь
1993 ― Boris Mikhalevkin. Fotografie. Mesiac fotographie. Bratislava, Slovensko
1994 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Музей-квартира А. С.
Пушкина, Санкт-Петербург
1994 ― Бориса Михалевкина. Избранное. Персональная выставка. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
1995 ― «Человек и Победа». Выставка
1996 ― «Круговорот жизни». ХХ выставка народного фотоклуба «Зеркало». Санкт-Петербург
1999 ― Бориса Михалевкина. Фотографии. Персональная выставка. Юбилей ЦНИИ «Морфизприбор», Санкт-Петербург
2000 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Государственный центр современного искусства, Санкт-Петербургский филиал, Санкт-Петербург
2001 ― Борис Михалевкин. Фотографии 1964–2001 гг. Ретроспективная выставка. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Невская куртина, Санкт-Петербург
2002 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Галерея «Фотосоюз», Москва
2003 ― Борис Михалевкин. Избранное. Персональная выставка. Фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург
2003 ― «Петербург и петербуржцы». Фотографии Бориса Михалевкина. Персональная выставка. Читальный зал и отдел литературы и искусства Новгородской областной научной библиотеки. Новогород
2003 ― «25 лет фотоклубу «Зеркало». ХI Юбилейная выставка членов Народного фотоклуба «Зеркало». Дом журналиста, Санкт-Петербург
2004–2019 ― Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Мультимедиа арт-музей / Московский дом фотографии, Москва, Ярославль, Екатеринбург
2005, 18 мая — 14 июня ― «Обитаемый остров. Фотографии Бориса Михалевкина». Персональная выставка. Музей истории фотографии, Санкт-Петербург
2006 ― «Петербургская школа. Серебряная фотография». Русский музей фотографии, Нижний Новгород
2009 ― Борис Михалевкин. Фотографии. Персональная выставка. Киноцентр «Дом кино», Санкт-Петербург
2010 ― «С „Лейкой“ и ведром». Юбилейная выставка фотографий Бориса Михалевкина. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
2012 ― Современная фотография из коллекции РОСФОТО. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
2012 ― «Фотография и время». Фотовыставка памяти Бориса Михалевкина. Новое здание Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург
2016 ― Фотоклуб «Зеркало». После сказанного. Культурный феномен ленинградской любительской фотографии 1970-х — 1990-х годов. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
2017 ― «70-е. Со_при_частность». Ленинградское изобразительное искусство 1970-х гг. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Добровольский В. Избранное-68. Журнал «Советское фото», № 10, 1968
Fotografia. Dziennik. Warszawa, Polska, 1971
Калтахчян А. Поэзия прозы // «Советское фото», № 9, 1982
Вартанов А. Коллектив индивидуальностей // «Советское фото», № 9, 1983
Вартанов А. Многоцветье // «Советское фото», № 9, 1984
Бальтерманц Д. Коллеги о коллегах // «Советское фото», № 12, 1984
Българско фото. Вестник. София, Болгария, 1984
Стигнеев В. Изображение и выражение // «Советское фото», № 6, 1985
Садовников Ю. Свой стиль «Собеседника» // «Советское фото», № 7, 1985
Леонтьев М. Многообразие поисков // «Советское фото», № 8, 1985
Парлашкевич Н. Расширяя творческий диапазон // «Советское фото», № 10, 1985
Рост Ю. Честный глаз // «Советское фото», № 4, 1987
Луганский Ю. В краю дальневосточном // «Советское фото», № 8, 1987
Коллекция мастера. Борис Михалевкин // Литературная газета, № 43 (5161) 21 окт., 1987
Итоги II Всесоюзного фестиваля народного творчества // «Советское фото», № 3, 1988
Михалевкин Б. Сопереживание // «Советское фото», № 3, 1988
Фото-89. Альманах. Под ред.: Л. Ильиной-Козловской. ― М.: «Планета», 1989
Фототворчество России. Сост. А. Баскаков. ― М.: Планета, 1990
Mesiac fotographie. Katalоg. Nadacia FOTOFO. Bratislava, Slovensko, 1993 Вартанов А. Похвальное слово жанру // «Советское фото», № 9–10, 1993
Ергаева Г. В гостях у Пушкина // «Советское фото», № 6, 1994
The Russian Century. A Photographic History of Russia’s 100 Years. Text by Brian Moynaham. Foreword by Yevgeniy Yevtushenko — New York: Random House, 1994
Минин Ю. Визуальная история России // «Советское фото», № 1, 1995
Сама жизнь… // «Советское фото», № 2, 1995
Матус М. «Человек и Победа» // «Советское фото», № 4, 1995
Фотохудожники — государственные стипендии // «Советское фото», № 5, 1995
Экспозиция в Экспоцентре // «Советское фото», № 5, 1995
Стигнеев В. Новейшая фотография // «Советское фото», № 2–3, 1996
Юбилейный вечер журнала // «Советское фото», № 4, 1996
Национальная энциклопедия личностей «Синие страницы России». Справочно-энциклопедический ежегодник. ― СПб: ЗАО «Объединение средств массовой информации «Синие страницы России», 1996
Леонтьев М. На границе двух жанров // «Советское фото», № 1, 1997
Оптимизм памяти. Ленинград 70-х. Фотоальбом. Авт.-сост. В. А. Никитин. Текст В. А. Никитин, Б. Кудряков. ― СПб.: «Лимбус Пресс», 2000
Privat. International review of black and white photographs and texts. Saint Petersburg. The inner city. Italy, 2003
Борис Михалевкин. Буклет выставки. Авт. ст: Б. Михалевкин, С. Свешников, А. Максимова. ― СПб.: РОСФОТО, 2007
Борис Михалевкин. Каталог ретроспективной выставки. Автобиография: Б. Михалевкин. Авт. ст.: С. Свешников, А. Максимова. ― СПб.: РОСФОТО, 2007
Пожарская С. «Галерея фотомастеров» ― М.: «Галарт», 2008
Деревенская тема за последние годы стала одной из актуальных в советской литературе и искусстве. На страницы журналов и книг, на киноэкран, на театральные подмостки уверенно шагнули герои В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, И. Васильева, заставившие по-новому взглянуть на проблемы села, переосмыслить, изменить многое в нашем отношении к нему.
В фотоработах ленинградца Бориса Михалевкина чувствуется духовная перекличка с произведениями этих прозаиков. Деревню, естественно, снимали и до него. Но многие фотографии, отображающие ее жизнь, страдают или чрезмерной идеализацией патриархального быта, или же, наоборот, перенасыщенностью технологией сельскохозяйственного труда. Б. Михалевкин далек от этих крайностей. Его снимки лишены какой бы то ни было надуманности, искусственности, претензий на многозначительность. В то же время они неповторимо своеобразны. «Не надо ничего выдумывать, — подчеркивает писатель И. Васильев, формулируя основной принцип отношения деятелей литературы и искусства к теме,— живи среди своих героев, смотри, слушай, изучай характеры, факты, документы — поймешь и проблемы».
Б. Михалевкин — не писатель, но в основе его фотографий лежит именно такой принцип. Спокойное, неброское повествование без претензий, внешних эффектов, неожиданных ракурсов. Снимки, на первый взгляд, лишены признаков динамики и предельно статичны. Это не «стоп-кадры» и не съемка скрытой камерой. Однако динамика здесь есть, и динамика особая. Она, в отличие от бьющей через край экспрессии, незаметно, исподволь рождается где-то внутри кадра; кажущаяся статика оборачивается некоей протяженностью действия, которое, в свою очередь, создает определенный лирический мотив и настроение.
«Все, что естественно,— то прекрасно»,— гласит один из принципов античной эстетики. Нередко простое, обыденное становится философским образом с глубокой эмоционально-смысловой нагрузкой. Казалось бы, что может быть поэтичного в телевизоре, стоящем у бледнеющего сумеречного окна? Или в таком будничном занятии, как чистка грибов, как игра на гармошке? Здесь поэтизируется само естество жизни, ее суть. Автор, верный скромной художнической манере повествования, остается за кадром и не навязывает нам своего отношения к изображаемому. Он как бы отстраняется от запечатленной им сиюминутности действия, пряча свое творческое «я» в композиции снимка. Это создает своеобразный эффект «очуждения», прием со времен Э. Пискатора и Б. Брехта получивший широкое распространение в искусстве театра и кино. Для снимков Б. Михалевкина этот эффект отображения действительности крайне характерен, является одним из основополагающих принципов его творческой манеры. Через «очуждение» натуры проявляется авторское отношение к ней. Подобные фотографии нельзя смотреть мельком, заложенное в них настроение, их «авторский подтекст» проявляются не сразу, требуют вдумчивого, неспешного к себе отношения.
Снимки Б. Михалевкина, условно говоря, нельзя назвать неповторимыми. Его объектив фиксирует не какой-либо преходящий миг, а длительные состояния людей и природы. Автор не делает культа из уникальности мгновения, ибо отнюдь не это составляет основу его метода, суть его творческих принципов в другом — в повествовательности, в определенной сюжетности, литературности. Отсюда и тот особый лирический настрой, которым обладают его работы, в этом и заключена их динамика.
Б. Михалевкин владеет искусством композиции. Каждая деталь, каждая мелочь на его фотографиях «работает».
Заслуживают внимания меткие портретные характеристики автора. Герои снимков не заурядны, не ординарны. Лица их запоминаются надолго. Запоминаются неотделимо от среды, в которой они живут.
Автору свойственны диалектическая гармоничность, сплетение натуры живой и неодушевленной. Пейзаж, предметы быта, люди дополняют друг друга, как бы вступают в диалог. Интересна в этой связи композиция «Подмосковных вечеров». Гармонист сидит на прислоненной к забору лестнице, лицо наклонено к инструменту. Центральная деталь композиции — растянутые меха гармони. Отметим связь переднего и заднего планов: старый, покосившийся забор графически повторяет рисунок растянутых мехов. Подчас автор создает снимки, контрастирующие сюжетно и стилистически с другими его работами. Такова, например, экспрессивная многофигурная и многоплановая «Сельская свадьба». И тем не менее все снимки объединяет и связывает общая лирическая интонация.
Фотографии Б. Михалевкина — это краткий рассказ, поэтическая зарисовка деревенской жизни, с ее размеренным и спокойным ходом, который и диктует каждой композиции такой же размеренный и спокойный темп повествования. Простые и лаконичные по технике, изобразительным приемам работы Б. Михалевкина многоплановы. Каждая обладает вполне законченным сюжетом. Но в то же время они не иллюстративны, это не фотографический пересказ произведений так называемой «деревенской прозы». Они, повторяю, литературны. Это его деревня, его пейзажи, его герои. Ощущается эффект авторской сопричастности... Фотограф хорошо знает жизнь, которую снимает, знает не понаслышке, изнутри. Ему не чужд и тонкий мягкий юмор. Трудно, право, удержаться от доброй улыбки, глядя на фотографии «Горожанка» или «За конфетами».
Вот они, его герои: девушка из города, косари, мать с дочерью, гости на свадьбе. Ни одного недоброго лица, косого взгляда. Люди работают, веселятся, грустят и, глядя на них, начинаешь по-другому относиться к их быту, жизненному укладу.
Фотографии лишены идеализации, любования стариной, лишены традиционной, к сожалению, столь часто напоказ выставляемой некоторыми фотолюбителями деревенской атрибутики: колодезных журавлей, прялок, коромысел. Фотокомпозиции Б. Михалевкина выгодно отличаются от подобных работ. У него нет и тени неуемного пристрастия к декоративности. В его фотографиях чувствуется глубокий и искренний интерес к деревне, ее людям и проблемам. Он раскрывает ее мир творчески индивидуально, как человек, который не может спокойно говорить о близком и дорогом ему. Автора можно, пожалуй, упрекнуть лишь в том, что в поле его зрения еще не попали иные стороны жизни сегодняшней деревни. Хотелось бы среди его снимков видеть не только самих тружеников села, но и сельский труд, крупноплановые портреты, пейзажи. Конечно, всегда легче говорить о том, чего не хватает в той или иной работе, но думается, что некоторое расширение диапазона творчества, причем именно в рамках той же деревенской темы, плодотворно скажется на новых произведениях Б. Михалевкина.
Журнал “Советское фото” 1982, No9
«Поэзия прозы»
Александр Калтахчян
Путешествием в мир искусства назвали недавно состоявшуюся встречу с творчеством фото мастера Б.Г. Михалевкина её участники — студенты факультета журналистики.
Ребята рассматривали фотографии, расспрашивали автора о предыстории её создания. Вот фотоснимок, названный «Равнодушная”. Женщина равнодушно проходит мимо разваливающегося домика, дом в «печальном» состоянии. Неужели женщину не волнует его горькая судьба? Может быть, она всегда равнодушно относится не только к окружающим её вещам, но и к окружающим людям? А, может быть, она сама нуждается в помощи и ей не до дома?
У Михалевкина, как он рассказывает, никогда не было заранее запланированных тем. Все фотографии сняты сразу после увиденного события, замеченной сценки. Тему для снимка подсказывали мысли, чувства, возникшие при взгляде на какой-то предмет, вещь. Фотоработы Бориса Григорьевича заставляют людей по-иному взглянуть на окружающий мир. Как бы ни были различны снимки по тематике, манере исполнения, их объединяет общее: в них видишь характер автора, его восприятие.
По профессии Борис Григорьевич электромонтер, когда-то работал в эстрадном ансамбле, выезжал на гастроли по Союзу и за рубеж. Но вдруг понял, что музыка не может выразить того, о чём хотелось бы рассказать людям, увлечение фотографией подарила ему такую возможность. Впервые он стал снимать в 1964 году на Иссык-Куле. Здесь родилась его первая фотография.
Снимок назывался «Снова дома”. в 1967 году в Москве на Всероссийской выставке эта работа получила диплом первой степени. Позднее было уже много других необычных по композиции, сюжету снимков, отмеченных наградами на конкурсах. Почерк Михалевкина заметили в газетах и журналах. Его снимки можно видеть в «Ленинградской правде”, «Смене”, «Труде”, «Сельской жизни”, болгарском и польском журналах.
Но об успехах Борис Григорьевич говорит не любит, а вот её фотографии — сколько угодно. Мы смотрели его работы, слушали рассказ и завидовали белой завистью. Человек нашёл себя, нам это ещё предстоит.
Газета “Ленинградский университет”
13 декабря 1985 года
Почерк Михалевкина
Можно было бы просто разобрать творчество Бориса Михалевкина, прокомментировать фотографии, представленные на обозрение, и объяснить, почему мне нравятся его работы. Но мне кажется неточным такой подход к творчеству этого фотографа. Фотография, кроме информации о состоянии и настроении окружающего нас мира, говорит (если это хорошая фотография) о том, каким именно выглядит мир в глазах человека снимающего. Точнее, каким он хочет его увидеть. Аналогии между живописью, графикой, с одной стороны, и фотографией — с другой, возникают часто. Желая обидеть, живописца называют фотографом, желая возвысить — фотографа называют художником.
Между тем, хотя внешняя схожесть конечного продукта существует, разница между холстом, графическим листом и фотоотпечатком весьма существенна, ибо результат — следствие процесса, а процесс и творческий метод у живописца и фотографа имеют мало общего.
Художник создает произведение, пользуясь фантазией, возникающей в нем на основании представлений об окружающем мире, будь то мир вещей объективно существующих, или предполагаемых, или собственных его чувств. Он волен взять любой мотив и материал и смешать, как заблагорассудится. Был бы талант. Фотограф пользуется только тем, что есть реально в том месте, в котором он живет, и в то время, в которое он живет. Он пользуется реалиями, как средством достижения художественного эффекта, и эти же реалии (именно эти, в случае удачи, при наличии мастерства и вкуса.) превращаются из средства в результат. Короче: художник выбирает, фотограф отбирает. Художественный отбор и есть лицо фотографа. Предположение, что любой отснятый кадр передает состояние реальной жизни, — заблуждение. На нем основана защита той фотографии, когда уловлен момент, случившийся в жизни (иначе его бы не было на пленке), но вырванный из ее контекста. Только характерные черты события или человека, или вещи обретают силу Образа. Моментальная фотография изменила соотношение «охотника» и «дичи» в пользу охотника. Раньше у объекта съемки и снимающего были равные права. Громоздкие камеры, длинные выдержки оставляли изображаемым шанс сохранить свое изображение в предложенном фотографу виде. Человек у аппарата мог и сам предложить трактовку образа окружающих его людей, но отношения между фотографом и моделью были гласными и корректными.
Скорострельная аппаратура, дальнобойная оптика, светочувствительные
«боеприпасы» изменили отношения между «художником» и «моделью». Теперь тебя застают врасплох, подсматривают мгновение, когда гримаса исказит лицо или шутовской колпак, пролетая по воздуху, вдруг сядет тебе на голову. Из объекта человек превращается в сюжет или его деталь. Власть фотографа над снимаемым становится безграничной. «Пойманный» (и термин-то какой скверный, демонстрирующий как раз превосходство снимающего) в кадр человек, не ведая того, становится предметом наблюдения, вызывающим сочувствие, любопытство или смех (хорошо, если доброжелательный). Фотограф — часто последняя инстанция: его приговор можно обжаловать, но часто человек и не ведает, что приговорен. Зачем я все это говорю, глядя на снимки Бориса Михалевкина? Затем, что его приговору я доверяю. Он почти всегда оправдательный— этот фотографический приговор. В нем чувствуется сострадание и заинтересованность в судьбе «подсудимых». Он снимает так, словно находится по эту, по нашу сторону кадра. Не властвует над людьми, не шаманит за матовым стеклом, а стоит или сидит, или бежит рядом с теми, кто изображен на снимке. Он в фотографии своей любит человека и помогает нам его любить.
Вы посмотрите на эту пожилую прекрасную женщину с одинокой медалью. Дверь большой, наверное, коммунальной квартиры, край стола. Случайные, казалось бы, вещи в кадре. Михалевкин мог бы протянуть руку и убрать лишние детали. Но он не вмешивается в жизнь, он живет вместе с героем съемки... Это кадр о войне.
Он войну знает не понаслышке. Он прожил ее мальчишкой и трудно жил после нее. Он был и дворником, и музыкантом, кем он не был только, пока в 34 года не взял в руки фотоаппарат!
Теперь ясно, что он фотограф, но прошлая жизнь вооружила его добром, человеколюбием.
Какой пронзительный оркестр, играющий на чужом торжестве! Борис, и мы вместе с ним, с этой стороны, мы пришли с музыкантами. Мы их болельщики и сочувствующие.
Журнал “Советское фото” 1987, No4
«Честный глаз»
Юрий Рост
Fotografijos muziejaus. Šiaulių, Lietuva Musée Français de la Photographie. Bievres, France
New Mexico Museum of Art. New Mexico, USA
Zimmerli Art Museum; The Norton and Nancy Dodge Collection. New Jersey, USA
Музей личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Gamma-Rapho Agency. Paris, France
Фотоклуб «Зеркало». После сказанного. Виртуальная выставка РОСФОТО
Фотография в Ленинграде-Петербурге в 1970–1990-х годах Онлайн цикл видео лекций РОСФОТО
Петербургская фотография конца ХХ — начала ХХI века в лицах Онлайн цикл видео лекций РОСФОТО
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: